ЧТО ТАКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО?
Наставничество – это универсальная технология передачи опыта и знаний от наставника к наставляемому через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве.
Для Дворца молодежи наставничество не новая практика. В детских технопарках “Кванториум” и центрах IT-КУБ, входящих в состав Дворца, наставничество является неотъемлемой частью образовательного процесса. С ноября 2020 года в программе наставничества принимают участие все отделения и центры Дворца молодёжи, реализующие дополнительные общеобразовательные программы.
Главная задача – повысить качество дополнительного образования за счёт передачи опыта и знаний от наставника посредством неформального общения, основанного на доверии и партнерстве.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ:
НОВОСТИ ПРОЕКТА
НАСТАВНИК
Человек, имеющий более обширные, чем у подопечного, знания и жизненный опыт, добровольно согласившийся поддержать наставляемого в развитии его навыков и компетенций, определении новых целей и способов их достижения.
После постановки четких целей и задач основная деятельность наставника происходит в течение последовательных встреч с наставляемым.
КТО МОЖЕТ СТАТЬ НАСТАВНИКОМ?
- учащиеся и преподаватели Дворца молодёжи,
- представители сообществ выпускников, студенты,
- сотрудники различных предприятий и организаций, курирующие проекты обучающихся и желающие участвовать в программе.
Портрет опытного наставника
- Имеет внутреннюю мотивацию к наставнической деятельности, оказанию помощи и поддержки другим людям.
- Открытый, общительный, коммуникабельный.
- Проявляет интерес к деятельности, которую осваивает наставляемый.
- Обладает лидерскими качествами.
- Целеустремлен и настойчив.
- Терпелив и толерантен.
- Стремится к постоянному саморазвитию.
Что дает участие в программе?
- Возможность обучиться эффективному взаимодействию с подрастающим поколением.
- Навыки постановки конкретных, измеримых, достижимых целей для себя и своих подопечных.
- Позитивные эмоции от достижения поставленной цели, задач и совместного творчества.
- Осознание собственного уровня профессиональной зрелости.
- Новый коммуникативный опыт и возможность раскрыть собственный потенциал.
СОВЕТЫ НАСТАВНИКУ
- Найдите общий язык с наставляемым – узнайте о его интересах и целях (вероятно, у вас много общего).
- Обсудите с наставляемым ближайшую цель и задачи совместной деятельности, способы коммуникации и форматы взаимодействия.
- Спланируйте с наставляемым личные и онлайн-встречи, совместное участие в интересующих наставляемого мероприятиях.
- Расскажите наставляемому об опыте, ошибках и успехах при достижении целей – своих и чужих.
- Расскажите наставляемому о людях и событиях, которые мотивировали вас.
- Направляйте наставляемого в постановке целей – не критикуйте, но корректируйте, если считаете это необходимым.
- Поддерживайте наставляемого в различных ситуациях и мотивируйте его на поиск путей решения задач.
- Делитесь не только личным опытом, но и полезной информацией: расскажите об интересных книгах, статьях, фильмах, мероприятиях – тех, которые могут способствовать развитию наставляемых.
- Собственным примером вдохновляйте наставляемого.
НАСТАВЛЯЕМЫЙ
Наставляемый – это участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставляемыми в данной программе могут являться обучающиеся любого подразделения Дворца молодёжи от 10 лет.
Если хочешь стать пекарем – учись у пекаря, если хочешь стать миллионером – учись у миллионера!
(с) Уоррен Баффет
Что дает участие в программе?
- Новые идеи и интересный опыт.
- Новые знания об окружающем мире.
- Возможность определения своих целей и нахождение способов их достижения.
- Поддержку и помощь в реализации своих планов.
СОВЕТЫ НАСТАВЛЯЕМОМУ
- Наставник добровольно и безвозмездно уделяет свое время и делится имеющимися ресурсами – уважай наставника и цени его время.
- Сфокусируйся на своих целях и приоритетах.
- Подумай, в чем тебе необходима помощь наставника, какие задачи ты хочешь решить.
- Используй открывающиеся возможности.
- Выстраивай доверительные отношения с наставником.
- Задавай конкретизирующие вопросы.
- Размышляй, чего бы ты хотел достичь от участия в программе.
- Анализируй полученную информацию.
ОТВЕЧАЕМ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
Пары и группы формирует куратор. При формировании пар «наставник – наставляемый» и групп «наставник – наставляемые» куратор учитывает профессиональный профиль и/или личный опыт наставника – они должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых.
- Первое, что необходимо сделать, – это поделиться своими сомнениями с куратором. Важно рассказать ему, что конкретно не нравится в общении с наставником.
- Второе – признать, что за одну-две встречи не всегда удается узнать и понять человека.
- Третье – не спешить отказываться от общения с наставником, дать ему время раскрыться и проявить свои способности.
В этом случае стоит поговорить об этом с наставником. Не следует опасаться того, что он обидится или будет «читать нотации». Для наставника мнение подопечного имеет большое значение, поэтому необходимо сказать ему о своих сомнениях.
Предложить наставнику те занятия/проекты и темы, которые были бы интересны для наставляемого. Необходимо совместно с наставником обсудить и спланировать совместную деятельность.
Пытаться найти совместное решение. Если споры/конфликты не удается разрешить – необходимо обратиться за советом к куратору.
Программа наставничества стартовала с 1 ноября 2020 г. Первый год реализации программы завершится торжественным подведением итогов в ноябре 2021 года.