Изобретать, исследовать, работать в команде.
50 базовых площадок Дворца молодёжи. Прямое включение в науку и технику 20 000 школьников региона.
Две первые базовые площадки открылись в 2011 году на базе политехнического отделения Дворца молодёжи в Екатеринбурге и Городского дворца детского и юношеского творчества в Нижнем Тагиле. К концу года площадок стало уже одиннадцать.
– Сначала мы обучали школьников робототехнике. Потом стало понятно, что этого мало. Нужно развивать и другие направления. Всё, что связано с новыми технологиями, IT, механикой, мехатроникой, электроникой, нейротехнологиями, персональной медициной, – рассказал директор Дворца молодёжи Константин Шевченко. – При этом в основе образовательных программ должна лежать проектная деятельность.
В 2015 году работа усилилась благодаря Проекту «Уральская инженерная школа». В работу со школьниками включились предприятия. Первым партнером стал ООО «УГМК–Холдинг», совместно с которым было открыто шесть базовых площадок – на всех территориях, где есть филиалы предприятия. Проект поддержали и другие компании. В общей сложности, порядка 30.
Сегодня в Свердловской области открыто 50 базовых площадок по техническому творчеству и естественным наукам. Реализуется более 400 образовательных программ, по которым занимаются больше 20 000 школьников в возрасте от 7 до 17 лет. Для каждого выстраивается своя траектория роста. Это позволяет детям успешно выступать на чемпионатах и в конкурсах не только федерального, но и международного уровня.
– Скажу так: если мы хотим иметь в будущем хороших инженеров, нужно работать именно с детьми. Чтобы в вуз приходили с высоким уровнем знаний, навыков. Тогда из них можно будет сформировать специалиста под любые цели и задачи, – считает ученый секретарь научно-технического совета АО «НПО автоматики» Вадим Телицин.
НА МИРОВОМ УРОВНЕ
В 2017 – 2018 году 245 школьников стали победителями и призерами всероссийских и международных конкурсов.
Процесс обучения на базовых площадках строится так.
В 7–8 лет детям дают первые навыки технического творчества.
10–12 лет – возраст для технологического старта. Ребенок уже определяется с направлением, которое ему интересно. Хочет, например, собирать беспилотники, заниматься биоинженерией.
Дальше ребенка вовлекают в проектную деятельность. И он не просто решает какую-то задачу, он делает конечный продукт. Во многих случаях при помощи тех самых предприятий, которые включились в образовательный процесс.
– Россия сегодня не уступает в плане подготовки школьников, а некоторые нюансы, напротив, делают нас сильнее. Школьнику из той же Азии попасть на мировые чемпионаты проще, например, из Японии. Территория – небольшая, команд не так много. У нас дети проходят жесткий отбор. Страну представляют только те, у кого действительно серьезный уровень. Но главное, отличается сам подход к делу. Наши парни – железные. Они всегда идут до конца. Не будут есть, спать, зубы стиснут и выполнят любое задание. Других вариантов просто нет, – говорит Леонид Байдерин, педагог базовой площадки, созданной на базе Октябрьского дома творчества.
Его команда Ёburg Stile завоевала золото на состязаниях Super Regional RoboСup Asia-Pacific 2017, которые проходили в Таиланде.
<20 проектов, разработанных детьми, рекомендованы к производству
Все образовательные направления отвечают задачам НТИ. Среди ключевых профилей – космические технологии, автономный транспорт, управление беспилотными авиационными системами, IT, 3D-моделирование, экология, программирование. Детей учат также другим важным вещам. Выстраивать коммуникации, например.
– Очень важно уметь выстраивать отношения со сверстниками, учителями, которые являются наставниками, с родителями, которые поддерживают увлечения, перерастающими в профессию. Важно учить быть приспособленными к миру – всё меняется очень быстро. Это главная компетенция. А навыки, знания – это мы детям дадим. Приходите! – говорит Константин Шевченко.