Федеральная инновационная площадка

Уральская академия лидерства отмечает 7 лет

Социальные проекты 27 ноября

Уральская академия лидерства отмечает 7 лет. Начальник Центра социально-педагогических проектов Дворца молодёжи Елена Больных – о том, как собрать команду в 7000 участников и почему лидеры в жизни не пропадут.

– Как появилась Уральская академия лидерства?

– Это областной сетевой проект, который мы придумали сами от начала и до конца, заняв нишу социальной педагогики. Пионерской организации в нулевых годах уже не было, и та часть школьников – неформальных лидеров, осталась никому не нужной. А работать с ними очень интересно. По опыту знаю, что эти дети очень часто добиваются успеха в жизни. Действуют не по шаблону, более адаптированы к ситуациям неопределенности. Да, успеваемость бывает не очень – здесь что-то не доучили, там – забыли, но сумели найти выход и получить законную четверку. Это важные качества. И нам эти дети нужны такими, какие они есть. Второй момент: они должны были прийти в проект сами. С самого начала мы решили не подключать административный ресурс. Когда что-то кому-то навязывают сверху, это вызывает отторжение. Тем более, если речь идет о возрасте 11 – 16 лет. Самый буйный период. Ребята считают, что выросли, претендуют на равноправие, достойное место в мире взрослых, а ведут себя еще очень по-детски.

 

– И дети приходят?

– Еще как. На время старта у нас было всего 150 участников. Сегодня их более 7000. По сути, это целый полк, и он может пойти за Дворцом молодежи куда угодно. Сегодня много говорят об экосистемном подходе в образовании, но уже несколько лет назад мы интуитивно начали двигаться в этом направлении. Создавать этакое сообщество инициативных, позитивных, созидающих людей, которые активно развиваются, усиливают ресурсы друг друга, подхватывают любые инициативы. Наши выпускники – остаются с нами. Работают волонтерами на значимых мероприятиях регионального, федерального и международного уровней, педагогами и вожатыми в «Таватуе». Очень, нужно сказать, успешно.

 

– Каким образом раскручивали Академию?

– Через социальные сети. Плюс есть активные территории – они вошли в наше движение и развивают его на местах. В Сухом Логу, наверное, каждый школьник в Уральской академии лидерства, в Нижнем Тагиле – 40 команд самоуправления. Детям интересно, они креативны, что-то вечно придумывают. Здесь ведь какая ситуация: если жизнь кипит только на областных финальных мероприятиях, а в школе она стоит на месте, проект нельзя назвать эффективным.

 

– Как строится работа?

– Масштабно и круглогодично. Это не какие-то разовые мероприятия, это именно система, проектная деятельность. Ребята соорганизуются в команды, делятся на лиги – от новичков до экспертов. Есть три основных конкурса. «Вектор успеха», например, который проводится осенью и является неким стартом работы на год. Есть ряд благотворительных акций, которые дети организуют на местах от и до. Сценарий, формат проведения, участники – все сами. Мы задаем только тему. Понятно, что проще все сделать «сверху» и силами взрослых, педагогов. Сложнее, но правильнее – дать ребятам возможность выйти в социум, проявить инициативу, увидеть проблемы развития своей территории и попытаться их решить. Понятно, что детей мы обучаем и сопровождаем. Вывозим на образовательные интенсивы-сборы, тренинги по актуальным вопросам личностного развития, летом и осенью проводим смены в Загородном центре «Таватуй». Потом академики обучают по нашим программам сверстников на своих территориях. Еще одна «фишка» проекта – постоянный информационный обмен в социальных сетях и с детьми, и с педагогами-руководителями команд.

 

Уральская академия лидерства в цифрах

  • 7 лет успешной работы
  • 28 территорий Свердловской области охвачено
  • 7000 участников проекта
  • 2000 выпускников
  • 150 педагогов – руководителей команд

 

– Педагогические проблемы решаются?

– Обязательно. Про них можно говорить долго. Скажем, проблема, связанная с формированием адекватной самооценки у ребенка. Завышенные амбиции – это хорошо. Но дети должны понимать, что лидер – это не тот, кто громче крикнул и вперед выскочил. Лидер – это человек, который принял на себя ответственность за свой и коллективный результаты. Поэтому на финалах конкурсов наряду с экспертами-профессионалами работает Детское Жюри, формируется рейтинг результативности команд-участников экспертами и оргкомитетом, а также рейтинг самооценки. Они не всегда совпадают, и это тоже интересная тема для дискуссий. Могу сказать одно: за семь лет мы ушли от ситуации, когда к экспертам на конкурсах подходят с вопросом: почему нам поставили мало баллов? Теперь спрашивают: над чем нужно работать, чтобы улучшить свой результат? Понимают, что команда-победитель действительно более достойная, у нее можно многому научиться, а на следующий год конкурировать на равных.

 

– Какие направления развиваете?

– Наставничество, волонтерство, вожатское дело – это уже, что называется, поставлено на рельсы. Сейчас идем в сторону предпринимательства. С одной стороны, это желание детей. Мы проводим мониторинг мнений на предмет того, какие компетенции они хотят у себя развивать. Дети говорят: хотим зарабатывать деньги. Почему нет? Учим их разрабатывать стартапы. Все по-взрослому: от идеи до внедрения на рынке. Это ведь не реферат, нужно понимать какие-то базовые вещи, быть финансово грамотным, уметь просчитать риски. Проекты посмотрели эксперты в сфере бизнеса. Говорят, что два из них выстрелят точно. И вот, прошлой весной, совершенно неожиданно нас пригласили работать в комитет бизнес-образования Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области. Планируем совместно провести Международный бизнес-форум для детей и подростков. Для них это возможность представить свои разработки напрямую инвесторам, а для нас – выйти на федеральный уровень.

 

– Как попасть в Уральскую академию лидерства?

– Нужно зайти на нашу страницу ВКонтакте, изучить положение, создать команду минимум из трех человек – ведь если ты научился организовывать троих, тебе уж и тридцать человек по плечу, и заявиться на участие. При этом мы снизили возрастную планку – включиться в проект сегодня могут даже первоклассники.

Только факты

  • Сетевой проект «Уральская академия лидерства» – уникальное образовательное пространство для детей от 7 до 17 лет, которые хотят повысить личную эффективность, научиться работать в команде, прокачать свои компетенции. Школьники реализуют социальные проекты на своих территориях. Лучшие областные практики входят в «Кейс лидера» и могут быть масштабированы.
  • В Академии четыре лиги: юниор-лига «Лидер для себя» для новичков, премьер-лига «Лидер для окружающих» для основного состава, высшая лига «Лидер для организации» для экспертов и команда выпускников «Лидер для лидеров».
  • В 2019 году оргкомитетом проекта учреждена номинация «Прорыв года» для самых активных территорий. Первым кубок получил Сухой Лог.
  • Ведут Академию сотрудники Центра социально-педагогических проектов Дворца молодёжи, средний возраст которых – 29 лет. Это тоже пример сообщества, команды, когда ресурсы каждого усиливают синергетический эффект общего результата.

Социальные проекты 27 ноября