Единое образовательное пространство

Что такое единое образовательное пространство и какова роль дополнительного образования в этой системе?

На эти и другие вопросы ответили спикеры на площадке Дворца молодежи. 26 августа в рамках августовского совещания педагогических работников руководители подразделений и организаций представили доклады на актуальные темы.

Модератором секции «Роль дополнительного образования в едином образовательном пространстве» выступила Лариса Владимировна Смирнова, начальник Научно-методического центра ГАНОУ СО «Дворец молодежи». Она обозначила несколько главных направлений Концепции развития дополнительного образования до 2030 года.

  • Совершенствование системы дополнительного образования.
  • Обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ, укрепление ресурсной базы дополнительного образования детей и его интеграция с основными образовательными программами общего образования для достижения нового качества образовательных результатов обучающихся.
  • Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования детей, создание условий для личностного развития детей и подростков, их профессионального самоопределения.
  • Повышение доступности качественного дополнительного образования детей с различными образовательными потребностями.
  • Совершенствование условий развития педагогических кадров системы дополнительного образования детей.

ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Александр Слизько, директор Дворца молодежи, определил два основных вектора совершенствования системы дополнительного образования:

  • реализация образовательной деятельности, сочетающей интересы ребенка, семьи, общества и социально-экономические потребности региона;
  • развитие нового ресурсного потенциала дополнительного образования детей, включающего материальные, интеллектуальные и кадровые составляющие многообразных сообществ.

На примере Свердловской области Александр Николаевич рассказал об экосистемном подходе к управлению системой дополнительного образования, в том числе о работе базовых площадок, реализации национального проекта «Образование», организации конкурсов и хакатонов и вовлечения в дополнительное образование организаций-партнеров из широкого круга реального сектора экономики.

– Наша главная задача – сформировать среду, в которой взаимодействие всех субъектов, связанных с образовательной деятельностью, позволит обеспечить каждому ребенку возможность сделать выбор, выстроить индивидуальную траекторию профессионального развития, – отметил Александр Слизько.

Единое образовательное пространство

Доклад на тему «Интеграция общего и дополнительного образования детей как средство создания единого образовательного пространства» представил Валерий Яковлевич Шевченко, к. п. н., заместитель начальника Научно-методического центра ГАНОУ СО «Дворец молодежи».

Спикер определил понятие современного образовательного пространства, как охват субъектов и процессов, педагогически сформированный образ деятельности и взаимодействие.

Валерий Яковлевич представил новые парадигмы в развитии образования, среди которых факторы, оказывающие влияние на развитие образования. В том числе соответствие образования существующей действительности, мир человека творческого и творящего, быстрое изменение человеческого уклада и передачи знаний от младшего поколения старшему, мультитехнологичность, новое социально-психологическое новообразование человека, где он творит себя и окружающий мир, а также новый культурологический эталон – индивидуализация и самоопределение.

В связи с этим спикер определил необходимые изменения в системе образования – функциональность и целостность развития, открытость образовательной системы.

В этой концепции задача образования – вовлечение детей в продуктивную и значимую деятельность. И школа здесь выступает гарантом, который обеспечивает практические изменения в образовании. Школа – открытое пространство. Взаимодействуя с другими организациями, в том числе дополнительного образования, она формирует уникальное сообщество, среду, где ребенок развивается не принудительно, а в формате реализации проектов при сотрудничестве с различными субъектами образования.

Профессиональное самоопределение и позиция наставника

Диана Валерьевна Куваева, начальник Центра психолого-педагогического сопровождения и профориентации обучающихся Дворца молодежи, привела пример современных форм и технологий реализации программ дополнительного образования – модель сопровождения профессионального самоопределения на основе интеграции общего, дополнительного и среднего профессионального образования.

– Мы должны научить ребенка делать выбор, постоянно развиваться и сформировать готовность к профессионально-личностному самоопределению, – отметила Диана Куваева.

По словам Дианы Валерьевны, необходимо создать условия, в которых активизируется смысло-поисковая активность школьников, условия, в которых ребенок понимает, что он должен делать, как делать и хотел это делать.

Важно, чтобы дети понимали алгоритм профессионального развития, как простраивать профессиональное будущее, чтобы стать успешными.

О позиции наставника при организации проектной исследовательской деятельности рассказала Оксана Владимировна Глазунова, заместитель руководителя Федерального ресурсного центра ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей».

Об эффективном использовании инклюзивного взаимодействия в дополнительном образовании рассказал Олег Борисович Колпащиков, президент АНО «БЕЛАЯ ТРОСТЬ», и представил главные проекты, реализуемые организацией совместно со школами и Дворцом молодежи.

И, конечно, развитие образования сегодня невозможно без создания условий для профессионального роста педагогических кадров системы дополнительного образования. О проектах и программах в этой области рассказала Елена Юрьевна Коробейникова, к. п. н., заместитель начальника по методической поддержке и внедрению новых форм дополнительного образования Регионального модельного центра  Дворца молодежи.

Подводя итоги работы секции, стоит отметить, что единое образовательное пространство – это сложноорганизованное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. И место современного дополнительного образования в этой системе определяется возможностью его реализации в новом качественном состоянии, учитывающем потребности современного ребенка и рынка труда, социальный запрос с учетом региональных особенностей.

– Практики, применяемые флагманами дополнительного образования, можно использовать и в отдельных муниципальных образованиях, – заключила Лариса Смирнова. – Объединив усилия, мы сможем достичь поставленных задач. Призываю вас делиться знаниями и опытом, формировать единое сообщество, направленное на улучшение качества жизни через образование детей.

К другим новостям

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x