Начальник детского технопарка «Кванториум» в Первоуральске Илья Репин – о «Точках роста», подготовке чемпионов и непрерывном инженерном образовании школьников.
– Как устроен образовательный процесс в «Кванториуме»?
– Он отвечает общей концепции технопарков. Ребенок получает теорию, затем работает над конкретным проектом в пяти основных квантумах: айти, гео, промышленный дизайн, промышленная робототехника, виртуальная и дополненная реальность. При этом дети должны понимать: кому и зачем этот проект нужен? То есть думать над реальными задачами. Их задает также федеральный оператор «Кванториумов» – Фонд новых форм развития образования, когда проводит соревнования.
В июле мы ездили в Барнаул на Межрегиональный хакатон детских инженерных команд «КвантоТур – 2019». Заочный этап, если честно, прошли со скрипом. В финале встречались 34 команды, и мы по рейтингу были как раз 34-ми. Но потом ребята собрались и заняли второе место с VR-туром Тавдинской пещеры. Это было наше первое серьезное достижение.
– Сколько времени ушло на подготовку?
– Три недели. Учились главным образом работать с оборудованием, теоретическая база у команды уже была. Вообще, «Кванториум» – среда ускоренного развития. Понятно, что получить результат помогают наставники, но со многими вещами дети справляются сами.
– Индустриальный партнер присутствует в вашей жизни?
– Обязательно. У Группы ЧТПЗ четко выстроена схема непрерывного инженерного образования, и мы в нее прекрасно вписались. Работа начинается с детского сада, продолжается с младшими школьниками. Дальше эти дети приходят к нам в «Кванториум», а потом могут пойти учиться в металлургический колледж по программе «Будущее белой металлургии» и партнерские вузы.
Точек взаимодействия много. Летом мы совместно проводили проектную смену в профильном лагере ЧТПЗ «Гагаринский». Сейчас общаемся на предмет создания виртуального симулятора станка для завода. Чтобы студенты не приходили по 30 человек в цех, а получали навыки работы на этом станке просто надев VR-очки.
– На какое количество детей рассчитан технопарк?
– Первый год был стартовым, у нас обучалось 187 школьников. Сейчас их 320, а в январе, когда откроется хатек-цех, примем еще 80. Возраст детей – от 7 до 17 лет.
Долго думали, как сделать интересной программу для малышей. Если они будут год заниматься по одному направлению, то с большой долей вероятности потеряют интерес. Потому разработали курс «Кванторика», который включает занятия по каждому направлению. То есть дети могут попробовать все, выбрать наиболее интересный для себя квантум и на следующий год уже полноценно по нему заниматься. Младшая группа у нас, кстати говоря, самая востребованная, в резерв записано больше ста человек.
– «Кванториум» работает со школами?
– Это новое направление, которое мы реализуем его совместно с коллегами из технопарка в Ельцин Центре. С января станем официальными кураторами федерального проекта «Точки роста», который Фонд новых форм развития образования запустил в сельской местности и малых городах. Суть в том, что технологию, информатику и ОБЖ дети будут изучать по новым стандартам и на инновационном оборудовании.
Это замечательная идея. Я сам родился в небольшом городке и знаю совершенно точно: на «периферии» очень много талантливых детей и толковых кадров. С кадрами нам и предстоит работать. Первый опыт состоялся летом. Мы организовывали образовательные сессии для учителей технологии из пяти регионов. Ну и получилось, что после мероприятия мы этих учителей продолжили сопровождать, отвечая на вопросы, помогая разобраться с оборудованием. Если люди много лет учили на уроках, как, условно говоря, готовить бутерброды и сколачивать скворечники, им сложно в один момент переключиться на новые технологии.
– Теперь задача – развить «Точки роста» в Свердловской области?
– Да. На сегодня их 57, в следующем году откроется еще 42. Пока находимся на начальной стадии: нужно разобраться с основными проблемами, рассказать учителям о методических рекомендациях, понять, как построить процесс обучения. По сути, «Точки роста» – это та самая интеграция общего и дополнительного образования, о которой сегодня так много говорится. Параллельно мы начали заниматься курсами повышения квалификации учителей технологии в Первоуральске. Во-первых, вышел новый ФГОС по технологии. Во-вторых, в наших городских школах есть классы, оснащенные новой техникой, но используется не весь ресурс станков. По той же самой причине: учителя не совсем понимают, как с ними работать.
– Какие еще планы на следующий год?
– Их много. Как я уже говорил, открываем хайтек-цех. Планируем провести три хакатона и запустить тему инженерного волонтерства. А еще – очень хотим создать медиаквантум. Это важное направление, которое позволит детям научиться эффективно «продавать» себя экспертам на соревнованиях, а также создать свой информационный ресурс. Когда дети пишут эфиры про детей, это воспринимается зрителями совершенно по-другому.
– Какие еще планы на следующий год?
– Их много. Как я уже говорил, открываем хайтек-цех. Планируем провести три хакатона и запустить тему инженерного волонтерства. А еще – очень хотим создать медиаквантум. Это важное направление, которое позволит детям научиться эффективно «продавать» себя экспертам на соревнованиях, а также создать свой информационный ресурс. Когда дети пишут эфиры про детей, это воспринимается зрителями совершенно по-другому.