Новое структурное подразделение Дворца молодёжи – Центр тестирования и профориентации обучающихся начал работу в конце 2020 года.
О том, какая работа ведется сейчас и о планах на будущее рассказала начальник центра Диана Куваева.
– С чего начиналась деятельность Центра тестирования и профориентации обучающихся?
– Для начала мы выяснили, какие есть запросы на психологическое сопровождение и профориентацию обучающихся у специалистов всех подразделений Дворца молодежи. Сегодня работаем как с детьми и педагогами нашей организации, так и с обучающимися образовательных организаций, с которыми развиваем сотрудничество.
О ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
– В чём заключаются современные тренды профориентационной работы?
Профориентация школьников – процесс многоступенчатый и с точки зрения теории он непрерывен. Начинается, когда ребенок получает первое представление о профессиях через близких родственников, затем знакомится с миром профессий в детском саду и в начальной школе, в средней школе уже проходит первые профессиональные пробы. В подростковом возрасте идет углубление и знакомство с профессией, когда ребенок создает свой продукт и пробует применить его в какой-то деятельности. С точки зрения современной ситуации, чтобы в будущем стать востребованным специалистом, необходимо не просто получить профессию, а развивать набор профессиональных и личностных компетенций.
В каком возрасте необходимо задумываться о профориентации и какую роль в этом играют организации дополнительного образования?
– Оптимальный возраст знакомства ребенка с деятельностью кружков и секций – 10–11 лет. И важно исходить из интересов самого ребенка, а не родителей. Это время проб и ошибок – нужно пробовать себя в различных направлениях. В этом смысле Дворец молодежи предоставляет их самый широкий спектр – музыка, художественная школа, экология, туризм, краеведение, техническое творчество, спорт, информационные технологии. Можно учиться программировать, заниматься робототехникой и понять, что привлекает больше всего. Опытные наставники и большой опыт в разработке наших образовательных программ – это то, что создает среду, в которой ребенок может искать себя и совершенствоваться.
Какие профессиональные навыки востребованы?
– Профориентация – широкое понятие. Узнать о профессии и учебном заведении, где можно ее получить, – это только 10 процентов пути. Раньше ценились предметные навыки, сейчас обладание большим количеством знаний не гарантирует хорошее трудоустройство и быстрый карьерный рост. Работодатели стали ориентироваться на личность сотрудника. Ребенок должен пробовать разные направления деятельности, понимать внутреннюю мотивацию занятия тем или иным делом, прокачивать софты, участвовать в конкурсах, мероприятиях. Именно эти навыки формируются у детей на занятиях во Дворце молодежи.
- Важно учиться презентовать себя и свой продукт, выступать – всё это очень ценится в современном мире. Востребованный специалист мобилен и обладает уникальными компетенциями, которые можно менять и структурировать, переучиваться. Мы не можем точно сказать, какая профессия будет актуальна через 10–15 лет, только намечаем тенденции.
- Важно уметь работать в команде, быстро перестраивать работу в изменившихся условиях, непрерывно коммуницировать, развивать эмоциональный интеллект – всё это так называемые soft skills. Именно они прокачиваются на занятиях в организациях дополнительного образования.
Какую помощь в профориентации могут оказать родители?
– Задача родителей – поддерживать ребенка и создавать условия, чтобы он не боялся пробовать себя в различных видах деятельности, рассказывал о своих увлечениях и сложностях, с которыми сталкивается. Главное – не давить, не требовать действовать по шаблону, учить справляться с трудностями.
ОТ СЛОВ К ДЕЛУ
Какую работу с детьми ведут сотрудники Центра?
– Специалисты нашего подразделения – профессиональные психологи. В рамках функционала центра мы проводим тренинги, семинары, часть работы ведем в соответствии с государственным заданием. В частности, в Центре «IT-куб. Уралмаш» провели тренинг по самопрезентации, для детского технопарка «Кванториум г. Первоуральск» – тренинги «Планирую будущее: с чего начать?» и «Навыки будущего», на которых отвечали на вопросы о том, как формировать стратегии, идти к намеченной цели, что необходимо специалисту будущего. Проводили тренинги на коммуникацию, командообразование, отработку навыков самопрезентации, развитие уверенности в себе, планируем тренинг на эмоциональную саморегуляцию.
На занятия отводится не более полутора часов – то время, которое позволяет обучающимся удерживать мотивацию. Работали с кураторами, которым понадобилось приобрести навыки управления эмоциями, когда они перешли на уровень наставников. Наша работа в данном случае – это не просто психологическая помощь, а способ прокачать определенные софты. С каждой группой мы специально отрабатываем определённые компетенции, необходимые в учебе, работе.
Как вы выстраиваете работу с педагогами, наставниками?
– Работа с наставниками идет и отдельно, и параллельно с детьми. Педагоги с большим интересом участвуют в детских тренингах. Такая форма очень востребована. Кроме того, мы выезжаем и работаем с педагогами отделений Дворца молодежи. Так, например, для наставников детского технопарка «Кванториум. Первоуральск» провели тренинг-семинар по управлению групповой работой обучающихся. А для «Кванториума. Екатеринбург», Первоуральска и Дворца технического творчества – семинар по мотивации обучающихся. Также организовали семинар по мониторингу в образовательных программах для специалистов всех отделений Дворца молодежи – разбирали, как ставить цели, отслеживать результаты.
- Проводим события по инклюзивному направлению, в феврале – «Расстройство аутистического спектра: методы и приемы поведенческой коррекции», в мае планируется семинар «Технологии запуска и развития речи у детей с речевыми и интеллектуальными нарушениями».
- Обеспечиваем психологическое сопровождение программы наставничества во Дворце молодёжи – провели семинары «Психологические проблемы внедрения целевой модели наставничества», «Работа куратора с наставническими парами».
- Консультируем педагогов центров «Точка роста» по сопровождению проектной деятельности детей и вопросам, связанным с психологическими аспектами.
- Организуем родительские собрания по запросу подразделений Дворца на волнующие родителей темы. Например, «Выбираем профессию вместе с ребенком».
Для педагогов тренинги и семинары – это возможность увидеть проблему под другим углом, понять, что не существует закрытых дверей, выход всегда можно найти.
Какие проводите мероприятия помимо внутренних?
– Мы организовали семинар для педагогов Свердловской области на тему «Формирование и сопровождение детского коллектива в образовательном процессе». Педагоги региона отработали на практике варианты организации проектной деятельности и технологии командообразования. Обсудили способы и методы разрешения конфликтных ситуаций в детском коллективе. В конце марта приняли участие в Общефедеральной стажировке для руководителей сферы образования, где представили опыт Дворца молодёжи в профориентации и рассказали о современных трендах в этой сфере.
Участвуете в масштабных проектах?
– Да, мы принимали участие в совместной разработке регионального документа с Министерством образования и молодёжной политики Свердловской области, в котором представлены современные концептуальные подходы по созданию условий для профессионального самоопределения обучающихся Свердловской области. Описывали новые подходы к профориентации с точки зрения современных реалий.
Мы постоянно создаем и отрабатываем новые методические материалы, тренинги, мастер- классы и семинары с учетом современных трендов, в том числе ситуации на рынке труда. Стремимся разнообразить нашу деятельность и постоянно повышать ее эффективность.
О ПЛАНАХ НА БУДУЩЕЕ
Одно из направлений деятельности Дворца молодежи – развитие сотрудничества со школами, как вы реализуете это направление?
– Мы уже сейчас налаживаем взаимодействие со школами. Активно сотрудничаем с гимназией № 2, в Центре цифрового образования «IT-Куб. Уралмаш» проводили тренинги для школьников Орджоникидзевского района. Планируем развивать внебюджетные, инклюзивные программы. Проводим совместные мероприятия для детей и родителей, профориентационные проекты, конкурсные мероприятия.
У нас запланирован тренинг для кураторов Центра социальных проектов Дворца молодежи по теме, связанной со стратегиями эмоциональной саморегуляции. Впереди проведение онлайн-акции «Дети +», одна из задач которой – создание неформальной коммуникации в рамках проекта «Планета. Семья». Проект возник в связи с тем, что мы получаем много комментариев от детей о том, что родители их не понимают, не умеют коммуницировать с ними, не знают о том, что их интересует, с трудом воспринимают сленг. В рамках проекта ребята будут рассказывать о своих увлечениях, расшифровывать современный молодежный язык.
Еще один проект, который мы хотим реализовать, называется «Взгляд в будущее» – это профориентационный конкурс творческих работ для обучающихся с 1 по 11 класс. В рамках конкурса обучающиеся будут представлять какими могут быть профессии будущего, рассказывать, кем видят себя, какими компетенциями, по их мнению, обладает профессионал будущего. Задача в том, чтобы дети задумались о перспективах своего развития, погрузились в собственный мир, осознали, над чем им предстоит работать. Каждый выберет свой формат – эссе, видеоролик или презентацию.