Лучшая площадка по изобретательству в России

Уральская проектная смена на базе Президентского Лицея «Сириус» проходила с 9 по 29 января.

80 талантливых школьников, учеников 8–11 классов, из Свердловской области воплощали смелые идеи в процессе научно-технического творчества.

На смене работали 16 наставников, под началом которых ребята в составе команд из 4–5 человек разрабатывали инновационные технологические проекты.

В 2023 году Уральская проектная смена в «Сириусе» проходила в седьмой раз. Из года в год школьники со своими наставниками создают уникальные проекты: от установки для культивирования водорослей до роботизированного комплекса для взятия проб в условиях техногенных катастроф.

Организаторами события являются Уральский федеральный университет, Министерство образования и молодежной политики Свердловской области и АНОО «Президентский Лицей «Сириус». Смены проводятся в «Сириусе» с 2017 года. Свердловская область является единственным регионом РФ, представляющим смену в «Сириусе».

Проект направлен на поддержку одарённых и талантливых школьников Свердловской области, ориентированных на техническое творчество, проектную деятельность и технологическое предпринимательство.

Дети и кураторы прошли конкурсный отбор, состоящий из нескольких этапов. Конкурс школьников на участие в Уральской проектной смене «Сириус – 2023» составил 4 человека на место. Заявки были поданы учащимися из 37 населенных пунктов Свердловской области.

Направления проектов – инженерное, IT, новая медицина, экология, качество жизни.

ДВОРЕЦ МОЛОДЁЖИ НА УРАЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ СМЕНЕ

В Уральской проектной смене 2023 в качестве наставника проектной команды детей принял участие Шмелев Алексей Андреевич – педагог дополнительного образования Центра «IT-куб. Солнечный» (направления преподавания – «Программирование на Python», «Нейронные сети, большие данные и кибергигиена»).

Команда Алексея Андреевича Шмелёва разрабатывала платформу для автоматизации работы педагога в проектном обучении. Все обучающиеся педагога подгружаются на платформу и выбирают проект в рамках своего направления либо смежных. По подобной схеме ищут проекты ребята с других направлений. Проекты с вакансиями создают либо партнеры, либо преподаватели.

В качестве экспертов на отборочном этапе защиты проектов выступили Галицких Ксения Викторовна, руководитель Центра «IT-куб. Солнечный» и Фёдоров Василий Павлович, руководитель Центра «IT-куб. Уралмаш».

– Учащиеся нашего центра – большие молодцы: выбрали актуальные темы, плодотворно работали 3 недели, прекрасно выступали! – отметила Ксения Викторовна Галицких, руководитель Центра «IT-куб. Солнечный». – Даже то, что не все прошли в финал, предлагаю ребятам рассматривать исключительно как позитивный опыт. Потому что только в череде проб и ошибок рождаются настоящие профессионалы. Вся команда Центра очень гордится нашими обучающимися!

В смене приняли участие 9 школьников, представлявших Центр цифрового образования «IT-куб. Солнечный», структурное подразделение Дворца молодёжи. Дети были задействованы в составе команд 6 проектов, двое – вышли на финальную защиту. В том числе Дмитрий Истомин, обучающийся Центра «IT-куб. Уралмаш» по направлению «Системное администрирование».

– 21 день участники работали над своими проектами, на практике прокачивали свои скиллы – и софтовые, и хардовые. Благодаря таким сменам у ребят складывается понимание того, как создаются проекты. Появляется шанс на поступление в престижные вузы. Неоценимо то, что у ребят была возможность поработать на лучшей площадке по изобретательству в России, – уверен Василий Павлович Фёдоров, руководитель Центра «IT-куб. Уралмаш», в качестве эксперта выступивший на итоговой защите проектов.
ПРОГРАММА СМЕНЫ

Уральская проектная смена в «Сириусе» включала в себя 3 направления, в рамках которых готовились проекты по естественно-научной, инженерной и IT-тематике.

Всего в смене участвовало 16 проектов, 6 вышли в финал, 1 стал победителем.

Программа смены состояла из следующих этапов:

  • Отбор наставников. Они проходили 2-месячное обучение, разрабатывали паспорт проекта по своему направлению и защищали его перед комиссией.
  • Отбор детей. Они решали кейсы по трем направлениям (естественно-научное, инженерное и IT).
  • Отбор наставниками детей в команду проекта (собеседование и тестирование).
  • Непосредственно работа над проектами в смене (3 недели), каждую неделю проходила предзащита проектов.
  • Отборочная защита проектов перед экспертной комиссией.
  • Финальная защита проектов.

В качестве экспертов были приглашены представители каждой образовательной организации, которая подготовила детей к участию, а также специалисты из реального сектора экономики Свердловской области и вузов-партнеров Уральского федерального университета по профильным направлениям.

ЧТО ДЕЛАЛИ НА ПРОГРАММЕ

Педагоги выступали в роли наставников проектов. Их основные задачи – мотивировать детей в процессе работы, распределять роли в команде, следить за соблюдением сроков реализации проекта, готовить детей и проводить предзащиту. После рефлексии вносить правки по результатам, консультировать по техническим вопросам.

На отборочном этапе всего было 12 экспертов. Они оценивали проекты детей по заранее установленным критериям. На основании их оценок определялись проекты, вышедшие в финал. Дети активно работали все 3 недели в соответствии со своими проектными ролями. Их рабочий день начинался в 9:00 и заканчивался в 18:00.

Участие в смене детей из Центра цифрового образования «IT-куб. Солнечный» стало возможным, потому что педагог замотивировал, подготовил и организовал ребят. Большая продолжительность участия дает свои результаты. Проекты на отборочном этапе дети не готовят, а решают кейсы, которые позволяют оценить уровень их хард- и софт-скиллов. Наставник отбирает в команду своего проекта ребят по результатам решения кейсов и проводит собеседование для оценивания уровня мотивации.

ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДВОРЦА МОЛОДЁЖИ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В ПРОЕКТАХ
  • «Плейсмаркет проектной и соревновательной деятельности». Был специально разработан для таких сущностей, как IT-кубы и технопарки «Кванториум». Эта платформа позволяет участникам выбирать подходящий проект, собирать команду из разных организаций, участвовать в хакатонах, учиться онлайн. В разработке участвовала Николаева Виктория.
  • «VR-магазин с автоматизированным складом» – Климятенко Миланна, Лобова Кристина, Пиняскина Елисавета, Старостин Всеволод.
  • «Коллаборативная рука на искусственных пневматических мышцах» – Новгородцева Вера.
  • «Респираторная система с принудительной подачей отфильтрованного воздуха человеку» – Мадьярова Анастасия.

В финал вышли

  • Проект «Модуль автоматического управления для скутеров». Белогуров Иван. Он отвечал за написание нейронной сети и всю IT-сферу.
  • Проект «Система виртуальных видеокамер». Сокерин Артём разрабатывал приложение и занимался стабилизацией изображения. Артём начинал учиться в Центре «IT-куб» на Уралмаше в 2020 году и сейчас уже 3-й год продолжает обучаться в «IT-кубе. Солнечный».
ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ

5–7 минут – на презентацию, 5–7 минут – на вопросы и оценивание по 6 показателям, максимум за каждый показатель – 3 балла.
На защите проектов чувствовалась рабочая атмосфера. Дети были максимально дисциплинированны, настроены на работу – каждой команде предстояло выложиться и защитить свой проект, с чем они  блестяще справились.

РЕЗУЛЬТАТ

Эксперты дали высокую оценку проектам ребят в части как  технического исполнения, так и проведения самой презентации. Единодушно все согласились с тем, что дети обладают высоким уровнем коммуникативной компетентности. Защита происходила абсолютно «по-взрослому». Эксперты задавали сложные вопросы, потому что высокий уровень выступлений на защите дал возможность забыть, что эти проекты выполняли даже не студенты, а школьники.

Из замечаний: почти у всех проектов не проработаны экономическая часть реализации, целевая аудитория и позиционирование на рынке.

Дети довольны участием в смене. Это уникальная возможность провести 3 недели в суперсовременном образовательном кластере «Сириус», прокачать свои хард- и софт-компетенции, найти новых друзей и единомышленников. Было видно, что все сдружились за это время и, несмотря на дух соперничества, поддерживают друг друга. Помимо этого, некоторые проекты отметили эксперты и предложили свою помощь в реализации их в дальнейшем.

Наставник проектной команды Алексей Шмелев отметил, что уже второй год участвует в проекте, который дает возможность развивать навыки обучения детей проектной и соревновательной деятельности, работе с командой в условиях ограниченного времени. Этот опыт наставник активно реализует впоследствии на занятиях в Центре.

Для экспертов участие в смене – это прекрасная возможность оценить уровень подготовленности школьников в таких серьезных и актуальных направлениях и рассматривать эти проекты в дальнейшем для реализации.

Для детей это отличная мотивация для дальнейшего обучения, развития своих навыков и профессионального самоопределения. Некоторых уже отметили представители вузов и компаний-партнеров.

Впечатлениями о программе поделились участники и эксперты Дворца молодёжи. Читайте интервью на сайте центров цифрового образования «IT-Куб. Уралмаш» и «IT-куб. Солнечный».

К другим новостям

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x