Футуристичный, яркий и непредсказуемый. Именно таким российские школьники видят Екатеринбург через 100 лет.
20 октября в зале Свободы Музея первого президента России Б. Н. Ельцина прошла стендовая защита проектов участников хакатона в области технологического искусства.
В течение трех дней ребята разрабатывали AR-приложения, посвященные истории Екатеринбурга. Создавали AR-викторины и «оживляли картины», применяя технологии нейросетей.
Всего в конкурсе приняло участие 50 школьников из Омутнинска, Новоуральска, Уфы, Краснотурьинска, Первоуральска, Тюмени, Владимира, Югорска и Екатеринбурга.
В день защиты 19 команд разместили на стендах свои наработки.
Оценивали проекты эксперты – руководитель фестиваля гик-культуры «ГикКон» Сергей Сивопляс, наставник VR/AR-квантума детского технопарка «Кванториум. Екатеринбург» Дарья Исакова, научный сотрудник отдела музейной педагогики Музея первого президента России Б. Н. Ельцина Роман Сырчин.
За защитой проектов наблюдали представители Сбера и Сколтеха, а также директор Дворца молодежи Александр Слизько и заместитель директора Василий Федоров. Ребята были во всеоружии.
Ангелина Бычкова, Макар Семянников, Александр Безбородов из команды Детского технопарка «Кванториум», г. Екатеринбург, сгенерировали ледовый городок будущего. Показали, какими будут знаковые объекты города.
– Наша задача – заинтересовать молодёжь поиском уникальных фактов о Екатеринбурге. Мы предлагаем внедрить АR-технологии для изучения истории города. Поэтому разработали АR-приложение для Ельцин Центра. На стендах у входа предлагаем разместить сгенерированные нейросетью картины. При наведении на них камеры смартфона появляются вопросы викторины. Если ответить на них правильно, можно получить билет в музей или скидку на кофе. С основной сложностью в нашем проекте – созданием основы приложения на Unity в короткие сроки – мы справились.
Даниил Ниссенбаум, Георгий Леднев из команды wassap, г. Тюмень, представили будущее Екатеринбурга в неоновом цвете. С помощью нейросети они сгенерировали изображения, показали Ельцин Центр через несколько десятков лет.
– У нас получилось приложение, с помощью которого мы можем «оживить» достопримечательности и посмотреть, как они будут выглядеть через 100 лет. Уникальность проекта в том, что даже на данном этапе прототип можно использовать на улицах и в других общественных местах. Под конец работы у нас возникли трудности с камерой, но мы пересмотрели весь код, изменили пару моментов и уложились в срок.
Участники хакатона доказали, что сфера применения AR-технологий и возможностей нейросетей в музейных программах невероятно широка. Каждый реализовал свою идею отражения истории города через дополненную реальность.
На торжественном закрытии благодарственными письмами отметили наставников команд. Благодаря их поддержке, ребята смогли воплотить свои задумки в жизнь.
С напутственными словами к участникам обратились эксперты.
– Символично, что мы находимся в зале Свободы, ведь сегодня действительно было торжество свободы технологического творчества. В мире ведется много споров о влиянии нейросетей на нашу жизнь. Спорят и ученые, и педагоги. Мне кажется, многим из вас сегодня удалось доказать, что нейросеть может стать классным инструментом, чтобы создавать такие замечательные проекты. Вы большие молодцы! – обратился к конкурсантам научный сотрудник отдела музейной педагогики Музея первого президента России Б. Н. Ельцина Роман Сырчин.
Благодаря разработке приложений для реального заказчика, ребята не только смогли изучить 300-летнюю историю Екатеринбурга, но и пополнили свое портфолио реальными кейсами.
Альберт Кудояров, Дана Кипчакбаева, Матвей Долбиев из команды Ufa23, г. Уфа, стали победителями в треке «Живые картины». В своем проекте они отразили основание Екатеринбурга, создание Монетного двора и постройку Сибирского тракта. Через «ожившие картины» показали, как город менялся.
– Наш проект «Екатеринбург: что было, есть и будет» позволяет сделать изучение города, его прошлого и настоящего максимально легким. Приложение сделано в российской программе EV Toolbox. В создании картин мы использовали нейросеть Kandinsky от Сбера, для видео – LeiaPix и Gen-2, а для озвучки – TEXTTOSPEECH. Самым сложным стало создание программы и генерация необходимых нам изображений. Мы перепробовали много запросов, чтобы нейросеть смогла правильно «оживить» знаковые места города. Иногда получалось очень смешно. Планируем и дальше работать над проектом, чтобы сделать погромче озвучку, добавить больше исторических моментов и открыть доступ для Android.
Марина Шварцман и Станислав Шварцман из команды Corp. Kaktus, обучающиеся детского технопарка «Кванториум. Первоуральск», применили в работе креативный подход – проработали сценарий, персонажей своего проекта. Ребята осваивают в технопарке сразу несколько направлений – промышленный дизайн, VR, информационные технологии. В работе над проектом им пригодились полученные на занятиях знания: разработка под Unity, программирование на языке С#, нейросети, рисование, презентация проекта.
– Мы решили дополнить AR-викторину сторителлингом. У нас есть персонажи, диалоги. Всё работает на ассоциациях, чтобы ребёнок, который будет отвечать на вопросы, понимал, зачем ему нужны эти знания. Мы уверены, что давно пора использовать современные технологии в музеях, на уроках истории в школе, но при этом обязательно вкладывать в проект душу, эмоции, чтобы детям было интересно.
Ребята признались, что впервые участвовали в стендовой защите проекта, и это был интересный опыт. По итогам хакатона команда из Первоуральска заняла первое место в треке «AR-викторина».
ИТОГИ ХАКАТОНА
трек «AR-викторина»
- 1-е место – команда Corp.Kaktus, г. Первоуральск;
- 2-е место – команда Error 33, г. Владимир;
- 3-е место – команда RitterSport707, г. Югорск.
трек «Живые картины»
- 1-е место – команда Ufa23, г. Уфа;
- 2-е место – команда «Ловим вайб», г. Новоуральск;
- 3-е место – «Человеки», г. Первоуральск.
Поздравляем победителей и призёров!