г. Екатеринбург, пр.Ленина, 1

Легко ли быть инженером?

Приёмная кампания набирает обороты. Мы продолжаем публиковать интервью с представителями индустриальных партнёров.

Проектная деятельность, работа с реальными кейсами – приоритетное направление Дворца молодёжи в реализации программ технической направленности.

Евгений Александрович Клочихин, заместитель главного конструктора ООО «Эльмаш (УЭТМ)» по новым разработкам, рассказал о том, чем занимаются инженеры, как правильно определиться с выбором профессии и как профессиональные навыки и знания могут пригодиться в обычной жизни.

клочихин (1)
– Сегодня на заводе УЭТМ особенно востребованы инженеры. Есть ли «дефицитные» инженерные специальности, представителей которых вам не хватает? Какие специалисты нужны больше всего?

– Специфика работы на нашем заводе такова, что мы выпускаем электротехническую продукцию и набираем в первую очередь выпускников вузов страны по электротехническим специальностям. У нас работают выпускники Уральского федерального университета, Уральского государственного университета путей сообщения, Уральского государственного педагогического университета, Ивановского государственного энергетического университета и  Томского политехнического  университета.

Большинство ребят, которые приходят к нам на работу, проходят у нас стажировку. Практически любой студент проходит дополнительное обучение на предприятии, в том числе по программам трёхмерного моделирования. Есть специфика и по отделам, в частности – работа, связанная с трансформаторным оборудованием. Приходится доучивать особенностям конструкции и работы трансформаторов. Прежде всего мы решаем проблему нехватки инженерных кадров тем, что сами их готовим, доучиваем. Нам нужны в первую очередь такие специалисты, которые могут достаточно быстро обучаться и обладают творческим потенциалом.

– Чем занимается современный инженер, какие задачи он решает? Насколько верны стереотипные представления о нём как о человеке в каске на производстве?

– Существует два основных подхода к работе современного инженера. Одно из направлений можно назвать шаблонной работой – например, у нас уже есть готовые изделия и чертежи. Когда заказчик просит разработать новое изделие по новым техническим требованиям, в этом случае можно использовать уже имеющееся изделие в качестве шаблона – посмотреть, как это было реализовано ранее, и на основе имеющегося образца разработать другую модель и чертежи.

И совсем другой вариант – когда инженер сталкивается с нестандартной задачей: подобное изделие ещё никто не создавал, информации о нём нет в литературе, и оно никогда не исследовалось.

В таком случае от инженера требуется широкий кругозор и глубокие профессиональные знания – он должен быть способен предлагать идеи. У каждого сотрудника, который приходит к нам на предприятие, есть свои предпочтения: кому-то нравится выполнять шаблонную работу, а кто-то хочет постоянно узнавать что-то новое и непрерывно развиваться.

Действительно, существует стереотип о том, что инженер – это человек в белой каске на производстве, и это оправданно с точки зрения техники безопасности. Важно понимать, что инженер всё же разрабатывает конечный продукт и присутствует на производстве в качестве лица, осуществляющего авторский надзор. Он – автор, поэтому следит за тем, чтобы изделие было правильно изготовлено и собрано. Инженер, безусловно, является важнейшим звеном производства, поскольку контролирует изготовление своего изделия.

– Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать успешным инженером на таком высокотехнологичном предприятии, как УЭТМ? Аналитическими способностями, техническим мышлением, креативностью или чем-то ещё?

– Прежде всего – аналитическими способностями и техническим мышлением. Эта профессия должна быть интересна самому человеку. Как правило, этот интерес появляется в детстве, когда нам нравится что-то собирать, разбирать или придумывать. Именно в этот период у ребёнка формируется способность к техническому творчеству. Также должно быть развито креативное мышление. Кроме того, современному инженеру необходима способность к обучению в процессе работы, когда перед ним ставятся новые задачи. Широкие знания, полученные в вузе, также являются важным аспектом успешной работы инженера на производстве.

– Есть ли «точка входа» в профессию инженера – школьные предметы, кружки, технопарки, олимпиады? Какие шаги вы бы порекомендовали предпринять старшекласснику, который только начинает задумываться о карьере инженера?

– Сегодня государство предлагает множество направлений дополнительного образования, где школьники могут раскрыть свои способности в области технического творчества и изобретательства. Среди них особое место занимают детские технопарки «Кванториум» и центры цифрового образования детей «IT-куб». Именно здесь дети могут начать работать с современными технологиями.

Важно обращать внимание и на характер ребёнка – чем он интересуется в детском саду, в начальной школе. Например, есть дети, которые увлекаются техникой и, например, сами пытаются починить мотоцикл, если он не заводится. Поиск ребёнком причинно-следственных связей в работе устройства и попытки его починить – это и есть основы инженерного мышления. Или если ребёнок серьёзно увлечён конструкторами, микроконтроллерами и стремится создавать новые устройства. Именно на такие проявления родителям стоит обращать внимание. Таким ребятам можно рекомендовать инженерные профессии.

– Кому подходит профессия инженера, а кому, на ваш взгляд, точно не стоит идти в эту сферу? Есть ли «тревожные звоночки», когда человек, несмотря на интерес к профессии, может разочароваться в ней?

– Нельзя сказать, что кому-то не подходит профессия инженера. При наличии интереса любой ребёнок сможет научиться и овладеть необходимыми навыками, чтобы стать инженером. Может ли человек разочароваться в профессии? Безусловно, если он изначально выбрал её неправильно. К сожалению, многие студенты выбирают профессию в вузе, но не понимают, какими знаниями они будут обладать по окончании учёбы, где и как смогут применить их на практике. Профессия «инженер» достаточно обширна, а выпускник часто выбирает место работы, где уровень применения полученных знаний и навыков оказывается слишком узким. Поэтому очень важно понять, чем человек хочет заниматься в жизни, и уже потом получать соответствующее образование – тогда не будет никаких разочарований.

– В каких условиях работают инженеры на УЭТМ? Это офис, производство, лаборатории? Приходится ли им выходить в цех, работать в команде, участвовать в инновационных проектах? Что может удивить молодого специалиста при первом трудоустройстве?

– Инженеры УЭТМ работают как в офисе за компьютером, так и на производстве, потому что им важно понимать и видеть то, что они проектируют. Конструкторская документация разрабатывается под конкретное производство. Кроме того, у нас есть испытательные лаборатории, где специалисты могут поработать руками – там, где проходят испытания продукции. Над одним изделием, как правило, работает не один человек, а целая команда. Есть инновационные проекты – изделия, которые выпускаются впервые в мире. Наши инженеры проводят исследования, изготавливают опытные образцы. Это очень интересно. Именно это удивляет молодых специалистов – они делают то, о чём раньше не слышали в вузах.

– Что делает профессию инженера такой интересной? Бывают ли в повседневной работе моменты, когда чувствуешь, что создаёшь что-то технологичное, масштабное?

– Интересно, когда создаёшь что-то новое – изделие, которого раньше не было, или новое техническое решение, обладающее рядом преимуществ по сравнению со старыми. Возникает чувство гордости, когда именно ты предложил эту идею. Видишь, как реализуется проект и как он доказывает свою работоспособность. Именно это приносит радость и вдохновляет на новую работу.

– Где в Екатеринбурге можно получить качественное инженерное образование? Какие вузы и направления вы бы особенно рекомендовали тем, кто хочет работать на таких предприятиях, как УЭТМ?

– В Екатеринбурге это, прежде всего, Уральский федеральный университет, в частности институт энергетики УралЭНИН. Многих ребят мы берём на работу именно оттуда. Существуют программы, в рамках которых студенты проходят практику на нашем заводе, занимаясь проектной деятельностью. Мы также активно сотрудничаем с Уральским государственным университетом путей сообщения – проводим там лекции, принимаем студентов на практику. Завод ведет активную работу по подготовке кадров в университетах, обучая студентов по целевому направлению от завода на технических специальностях. Мы рассматриваем кандидатов с электротехническими и механическими специальностями. На собеседовании мы обращаем внимание на то, насколько кандидаты готовы к этой профессии, хотят ли они развиваться, обучаться на предприятии и становиться специалистами именно на нашем заводе.

– Завод активно сотрудничает с детским технопарком «Кванториум. Екатеринбург». Заметна ли разница между теми, кто приходит «с улицы», и теми, кто уже реализовал проекты в технопарке?

– Безусловно, эта разница заметна. Мы тесно сотрудничаем с детским технопарком «Кванториум. Екатеринбург». В этом году мы впервые попробовали трудоустроить ребят из технопарка, которые занимались нашими проектами. Часть из них продолжает работать над теми задачами, которые они решали в «Кванториуме». Важно отметить, что обучающиеся технопарка, уже имеющие опыт проектной деятельности, зачастую обладают даже большими навыками, чем выпускники вузов, быстрее усваивают новую информацию и легче работают с программами трёхмерного моделирования. Наши руководители отделов отмечают, что эти ребята очень способные и у них уже есть опыт.

– Если бы вы могли дать совет школьнику, который сомневается, стоит ли ему становиться инженером, что бы вы сказали? Что может вдохновить молодого человека на выбор этой профессии?

– Инженерия – это обширная область деятельности. Не нужно зацикливаться на конкретной продукции. Например, если говорить о моём направлении – трансформаторном оборудовании, то устройство на предприятии не означает, что специалист будет знать только устройство и принцип работы трансформаторов, и на этом его инженерные знания закончатся. Инженер, разбирающийся в своей профессии, может пригодиться и в обычной жизни.

Например, будучи инженером, вы можете спроектировать свою квартиру, чтобы сделать ремонт именно так, как вам нужно. Вы можете проектировать, конструировать и изготавливать различные детали, в том числе мебель и оборудование для дома. Знания в области электротехники позволяют мне, например, чинить практически любую бытовую технику в доме. Важно не зацикливаться на узкоспециализированном направлении, мыслить шире и постоянно развиваться. Тогда профессия инженера во многом облегчит вам жизнь, сделает её интереснее и увлекательнее.

ООО «Эльмаш (УЭТМ)» – крупнейшее предприятие в области силового электротехнического оборудования для производства, передачи, распределения и потребления энергии. История УЭТМ – это 90 лет успешной работы. Под маркой УЭТМ выпускается оборудование, известное во всем мире и пользующееся заслуженной репутацией.

УЭТМ предоставляет реальные кейсы для проектной деятельности обучающихся Дворца молодёжи, представители предприятия выступают экспертами на конкурсах и фестивалях, консультируют школьников в процессе проектной работы, оказывают профориентационную поддержку.

К другим новостям

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x