Федеральная инновационная площадка

Персонифицированное финансирование

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО УЧЕТА И ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Интервью с Инной Казимировной Денюш,
заместителем директора Дворца молодежи
по развитию и сопровождению 
системы дополнительного образования

 

Насколько неотвратима реформа, которая коснулась системы дополнительного образования детей?

Как и всякая реформа эта реформа неотвратима. Она связана с майскими указами президента 2014 и 2018 года. Уже прошел второе чтение и в ближайшее время будет принят закон о государственном (муниципальном) социальном заказе, который предусматривает выдачу сертификатов в том числе и на дополнительное образование. Принятие этого закона неизбежно, и оно отсрочено несколькими годами. В связи с этим и был запущен пилотный проект, связанный с реформированием системы дополнительного образования, который в том числе подразумевает выдачу сертификатов персонифицированного финансирования.

Закон этот будет принят, год или два уйдет на вступление его в действие. С 2017 года регионы РФ начали постепенно вступать в пилот. В 17-м году это было 10 регионов, в 18-м году еще десять, в 2019 году –еще 23 региона вступают в этот пилот. В том числе и Свердловская область вступила в пилотный этап в 2019 году.

 

Как это всё будет проходить? Какие этапы прохождения пилотного периода предусмотрены?

Опыты очень разные. Прежде чем вступить в этот проект мы изучали опыты различных регионов, как положительные, так и отрицательные. И пришли к выводу, что самое главное - не спешить. Решено взять положительный опыт внедрения персонифицированного финансирования, а для этого процесс внедрения надо максимально растянуть. На три года как минимум. Первый год – 2019-й – он такой вообще очень опытный. Мы попробуем частично ввести денежные сертификаты, для того чтобы посмотреть, как пойдут родители, что будут выбирать дети, как в связи с этим будет связана востребованность или невостребованность государственных учреждений дополнительного образования. Поэтому по большому счету в первые два года для родителей и детей нашего региона ничего пока не изменится. Единственное чем грешит система дополнительного образования – это тем, что дети в ней посчитаны несколько раз. Это связано с тем, что зачисление и отчисление носит заявительный характер. Ребенок записался вначале года и не пошел, а пошел на самом деле в другое место, там ему тоже не понравилось, и он пошел в третье. При этом не выписался ни из первого, ни из второго. И он продолжает числиться, он продолжает быть в списках просто, потому что родителям некогда, они не придают этому особого значения. Это же не школа, куда родители обязаны ходить на родительские собрания, они обязаны быть в курсе. Такая ситуация приводит к тому, что дети посчитаны несколько раз. В 2019-м году будет перевод детей на, так называемые, СЕРТИФИКАТЫ УЧЕТА. Этот сертификат без денег, просто каждому ребенку будет присвоен номер. Детей посчитают и туда, куда придет ребенок, этот номер засветится. И если он уйдет в течение года и перейдет в другое место, этот номер перейдет вместе с ним. Благодаря этому мы сможем четко отследить перемещения одного ребенка по кружкам и секциям в учреждениях дополнительного образования.

 

Но есть дети, которые посещают несколько кружков. Как быть в этом случае?

Это абсолютно нормальная ситуация, она останется. Когда подойдет период введения денежного сертификата, возможно, родители, чьи семьи имеют ограниченный бюджет, и не могут отправить детей в платные кружки, воспользуются правом получения денежного сертификата и отправят ребенка заниматься туда, куда раньше не могли себе позволить из-за финансовых проблем. Это направлено еще и на то, чтобы увеличить охват дополнительным образованием детей, которые никуда не ходят на сегодняшний день. А для тех, которые ходят, для них ничего не изменится. Еще раз хочу всех родителей успокоить: один ребенок сможет ходить на несколько программ и это достаточно большое количество программ.

 

Дополнительное образование есть разных уровней: есть кружки и секции, а есть музыкальные, спортивные, художественные школы. Должны ли будут дети, которые занимаются в таких школах рассчитываться в будущем за занятия в них сертификатом персонифицированного финансирования?

Этот вопрос предполагает более развернутый ответ. Национальные проекты есть не только в системе образования. У ведомств культуры и спорта тоже есть свои национальные проекты и они, к сожалению, подчас не очень согласованы между собой. Поясняю на примере. В спорте сейчас происходит массовая сдача лицензий детскими спортивными школами, они переходят на уровень спортивной подготовки, выходят из ведомства образования и уходят исключительно в ведомство спорта. А в персонифицированном финансировании участвуют только учреждения или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности. Таким образом, как только они сдадут лицензию, автоматически они выходят из системы персонифицированного финансирования. И там что было бесплатно, так и останется бесплатным, а то, что было платно – останется платным. В сфере культуры тоже свои изменения. Школы искусств массово пытаются перейти на предпрофессиональные образовательные программы. Это более высокий уровень подготовки и в ближайшие два-три года основная масса подобных учреждений будут реализовывать только такие программы. Предпрофессиональные программы в персонифицированном финансировании участвуют только в сертификатах учета, чтобы мы понимали, что конкретный ребенок занимается по той или иной программе. Те школы искусств, которые осуществляют общеразвивающие программы будут работать в зависимости от того, как решит муниципалитет: выводить эти программы на деньги или оставить в рамках муниципального задания и будут финансироваться так же как и сейчас и ребенок сможет ходить на такую же программу и закончить ее, и это будет для него совершенно бесплатно. Но вновь поступающие, скорее всего, пойдут уже на предпрофессиональные программы, потому что такие задачи поставлены федеральными министерствами в этих сферах, и этот процесс уже идёт.

 

Как определяется сумма денежного сертификата и будет ли она одинакова во всех муниципалитетах Свердловской области?

Методика расчета очень сложна. Формула, по которой выводится сумма сертификата складывается из многих цифровых данных и визуально занимает страницу А4, заполненную в каждой строчке. Если сказать очень грубо, ОЧЕНЬ ГРУБО, то это та сумма, которую муниципалитет тратит сейчас на дополнительное образование, разделенная на количество детей, которые занимаются по программам дополнительного образования. На самом деле, в расчет входит сколько муниципалитет тратит на содержание зданий учреждений дополнительного образования, на оплату коммунальных услуг, на покупку расходных материалов, налоги и т.д. Постепенно будет вычисляться стоимость каждой программы и в итоге по средством этой формулы будет вычислена стоимость сертификата. Сумма будет разная в каждом муниципалитете, потому что уже сейчас муниципалитеты тратят разные суммы на дополнительное образование. Есть дотационные муниципалитеты, а есть вполне крепкие и возможности у них разные. Также это зависит от внутренней политики муниципального образования. Поэтому где-то это будет больше, и не факт, что это будет Екатеринбург, а где-то меньше. У нас регион большой – 73 муниципальных образования – и есть небольшие города, в которых все хорошо и это отразится на сумме сертификата.

 

Не связана ли эта реформа с желанием государства сократить расходы на дополнительное образование? Иными словами, как изменится сумма, которую государство сегодня тратит на дополнительное образование?

Уменьшиться эта сумма не может. Расходы на дополнительное образование не входят в KPI губернатора и глав муниципальных образований, поэтому уменьшиться она точно не может. Эта сумма увеличивается на уровень инфляции ежегодно. Это как минимум. Для уменьшения нет никаких предпосылок.

 

Что произойдет с кружками и секциями, которые посещает небольшое количество детей?

Это будет зависеть от муниципалитета. Их задача провести инвентаризацию программ дополнительного образования, посмотреть, где хороший педагог, где увлеченные дети… пусть их немного, но они ходят туда несколько лет… За последние полгода мы очень много общались с начальниками управлений образования, это очень здравые люди и у них есть свои дети, которые тоже занимаются в тех же самых кружках. Предпосылок для сокращения таких кружков нет. И мы рекомендуем муниципалитетам оставлять такие кружки на муниципальном задании, т.е. для них ничего не изменится. А вот программы, которые детям не интересны, а такие, поверьте, есть, стоит проанализировать, возможно изменить, может быть сделать ее модулем к другой программе, вдохнуть в нее жизнь, чтобы туда ходило не два человека, а пятнадцать.

 

Какие программы попадают в категорию значимых программ, и как они будут финансироваться?

Это программы, которые по решению муниципалитета, или, если это Дворец молодежи, то по решению Министерства образования и молодежной политики Свердловской области будут признаны значимыми, то в этом случае они останутся для детей бесплатными. Где-то это программы, которые призваны сохранить народные промыслы, а где-то, как в Екатеринбурге отделение Дворца молодежи «Кванториум», которое рассчитано не только на детей Екатеринбурга, но и на то, чтобы дети области приезжали на те мероприятия, которые там организуются. Так вот эти программы будут бесплатными как и были, их на денежный сертификат выводить не будут.

Программы Дворца молодежи в ближайшие годы точно будут оставаться бесплатными. Дворец молодежи – областное учреждение, а дети к нам ходят из города Екатеринбурга и мы не хотим, подорвать систему дополнительного образования города тем, что их деньги уйдут в областное учреждение, а мелкие клубы при этом будут недофинансироваться. Главная задача сейчас не допустить развала сложившейся системы дополнительного образования. Мы посмотрим как заработает новая схема финансирования в городах области и Екатеринбурге и тогда, если это не навредит переведем часть программ на персонифицированное финансирование. Это произойдет не раньше, чем через два года.

 

Где можно посмотреть, какие кружки и секции входят в эксперимент и будут финансироваться с помощью сертификатов персонифицированного финансирования?

На сегодняшний день формируется такая информационная система – Навигатор дополнительного образования. В нее все учреждения дополнительного образования (пока это только государственные и муниципальные учреждения, потому что это пилот и нужно торопиться не спеша) вносят туда свои программы, аннотации, регистрируются. Пока процесс идет. Когда он завершится? Ближайший срок — сентябрь 2019 года, и мы будем стараться учреждения все дисциплинировать, но здесь 100% сказать, что это случится к сентябрю, невозможно, потому что все муниципалитеты очень по-разному к этому относятся, и соответственно, скорость разная и люди на местах разные. Поэтому такой банк рано или поздно будет создан, там можно будет посмотреть информацию по своему муниципалитету. В этом навигаторе будут все учреждения, имеющие лицензию на реализацию программ дополнительного образования.

 

А что должно мотивировать родителей получать сертификат учета? Если они не зарегистрируются, что произойдет? Без сертификата учета сейчас дети не смогут ходить в кружки и секции?

Я бы сказала не так. Если родитель придет в кружок или секцию, его попросят в любом случае получить этот сертификат. И сегодня да, для того чтобы куда-то ходить, необходимо будет получить сертификат учета. Но это не какая-то бумага, это просто запись электронная, которая позволит отследить, куда ребенок перемещается, либо где он занимается, для того чтобы у органов власти была информация . Потому что они планируют, во-первых политику дополнительного образования, финансовые средства, потому что только так будет понятно, где много детей, где мало, где необходим дополнительный кружок. Например, запись в кружок настолько востребована, что она заканчивается через 15 минут после ее открытия. Значит, в этом направлении недостаточно педагогов, нужно усилить это направление, поэтому да, если родитель захочет 1 сентября отвести ребенка в кружок, он должен будет получить сертификат учета. Мы рекомендуем муниципалитетам максимально упростить эту процедуру, чтобы родитель смог либо самостоятельно это сделать из дома со своего ПК, либо при первом посещении сотрудники организации, куда они придут, помогут им получить этот номер. Поэтому здесь не будет такой же ситуации, как с первым классом или записью в садик.

 

Вы говорили, что изучили отрицательный и положительный опыты регионов, которые перешли на систему персонифицированного учета. Поделитесь положительным опытом, где это прошло более успешно и как это выглядит.

Успешно это прошло в Удмуртии, Якутии, например, и это выглядит именно так, что переход на персонифицированное финансирование, прежде всего на сертификаты учета, позволило инвентаризировать внутреннюю систему дополнительного образования, понять, сколько детей реально туда ходят, потому что этой цифры не было много лет. Все, кто работает в системе дополнительного образования, знают, что оно грешит тем, что дети у нас посчитаны несколько раз. А куда они реально ходят, очень сложно зачастую узнать. Эта работа позволила понять, какие направления более востребованные, где нужно усилить, где подготовить педагогов, какие программы переделать, вдохнуть в них жизнь, для того чтобы они были более востребованы. В этом положительный опыт. Отрицательный опыт состоит в том, что зачастую регион проделывает работу, в результате которой не происходит просто имитация. Ведь в чем основной смысл? В том, чтобы ребенок пришел туда, куда он захотел сам, проголосовал ногами, как мы называем в дополнительном образовании, а за ним пришли бюджетные деньги, и учреждение, которое наиболее востребовано, получило, соответственно, чуть больше денег, потому что да, у них хорошие педагоги, они ими занимаются, они их обучают, у них горят глаза, у них интересные программы, они их периодически инвентаризируют, смотрят, как это сделать лучше. Уровень услуг просто выше. В связи с этим к ним дети идут охотнее, они получают финансирование больше. Вот в этом положительный эффект.

 

Как вы думаете, когда в нашей области сертификат персонифицированного финансирования заработает в полной мере?

В этом году мы планируем только попробовать.

 

Определены муниципалитеты?

На сайте дворца молодежи в разделе «Региональный Модельный центр» размещены три проекта документов, в одном из них перечень муниципалитетов, которые вступят в проект в 2019 и в 2020 годах. В 2019 их 38, в 2020-м — остальные 35. В ближайшее время региональный модельный центр начнет большую информационную кампанию для родителей. Сейчас идет узкоспециализированая работа с руководителями управления образования, с главами, с финансистами, потому что вопрос очень непростой, и для того чтобы объяснять родителям, нужно самим научиться, самим вникнуть в суть, понять это все, поэтому родителей к этому безусловно подключат, но оттягиваем этот момент потому что во-первых, никакого социального взрыва не произойдет, ничего не изменится в один день, никому не нужно бежать за этими сертификатами, стоять в очереди и ночевать около учреждений дополнительного образования в палатках, чтобы записаться, этого не нужно будет делать совершенно. Потому что на 1 сентября изменений не произойдет. В этом году денежный сертификат, или сертификат персонифицированного финансирования хотим начать выдавать какой-то категории детей, например, детям первого года обучения по общеразвивающим программам. И то не по всем, а только которые будут переведены на эти сертификаты. Муниципалитет определяет, решили ограничится десятью процентами, для того чтобы посмотреть, куда они их понесут, как они ими воспользуются, может быть, не воспользуются. Опять же, если ребенок не воспользуется этими деньгами, а они бюджетные, они останутся физически, эти деньги будут перераспределяться тем же учреждением, которому они предназначались. Также ребенок сможет совершенно спокойно переходить из кружка в кружок, как и раньше. Только сейчас все его переходы будут фиксироваться, мы будем знать, что он здесь позанимался и ушел, потому что здесь ему не интересно. Это будет повод для руководителей учреждений подумать, почему ему было не интересно.

 

Город Екатеринбург входит в эксперимент в 2019 году?

Глава Екатеринбурга дал свое согласие на вхождение Екатеринбурга в 2019 году. И руководитель департамента образования Екатерина Александровна Сибирцева тоже понимает необходимость вхождения Екатеринбурга как самого большого города с самым большим количеством детей уже сейчас, потому что это вхождение будет постепенным, более растянутым, и можно будет что-то отрегулировать. Какие-то перегибы всегда возможны в переходный период, мы очень надеемся, что и родители будут обращаться к нам, и сами организации, и мы очень быстро найдем выходы из этих ситуаций.

 

Будут ли какие-то встречи с родителями?

Да, обязательно будут встречи. Сначала будет запущена кампания в СМИ, в соцсетях, на сайте Навигатора, о котором мы всем обязательно расскажем. Информация будет обязательно в школах, в учреждениях дополнительного образования, постараемся дать родителям максимум информации, потом будем организовывать встречи. Возможно, это будут встречи во Дворце молодежи, в муниципалитетах, в Точке кипения обязательно организуем встречу. Но в настоящий момент у родителей мало информации, и это приводит к излишней панике и, соответственно, более агрессивной реакции на эти изменения. Поэтому для того, чтобы снять первую волну негатива, необходимо дать общую информацию для всех, чтобы сначала все посмотрели, почитали, подумали, а потом уже пришли и задали те вопросы, которые не снялись в ходе информационной кампании.

 

Был опыт Сургута, когда сертификата хватило ровно на 3 месяца обучения по программе. Такие истории возможны у нас?

Стоимость сертификата в подавляющем большинстве будет достаточна на любую программу, реализуемую и выведенную на деньги в муниципалитете. Такие рекомендации даны всем. Исходя из этого муниципалитеты будут рассчитывать стоимость своего сертификата. Ситуация такая возможна, если ребенок ходил на несколько кружков, в том числе на платные, и у него автоматически происходит списание денежных средств с сертификата, при этом родитель в личном кабинете видит эту сумму. И вот он походил в два-три, захотел записаться в четвертый, и это уже история в конце года, возможно, ему не хватит денег на четвертую программу доходить. Только в этом случае такое возможно.

 

Будут ли высчитываться пропуски по болезни?

На сегодняшний день это происходит так: ребенок ходит на занятия, он заболел, приходит ровно тогда, когда он выздоровел, и продолжает ходить дальше. Ничего не изменится. Если мы водим ребенка в платный кружок, заключаем договор, на сегодняшний день мы имеем право не на 100%, но часть денег этих вернуть. В новой системе, поскольку финансирование связано с бюджетом, с прохождением многочисленных инстанций через казначейство, через органы финансирования муниципалитетов, если ребенок куда-то пришел, заявился, и там появилась запись о его сертификате, то месяц уже совершенно точно с ребенка спишется. Поэтому либо ребенок ходит месяц, либо он этот месяц болеет, и никуда в другое место не пошел, то в течение месяца информация о том, что ребенок проходил в это объединение, оно останется именно в течение месяца.

То есть номер есть — деньги там. Так просто, что заболел — принес справку, вернуть деньги нельзя. Это опять же связано с тем, что их не нужно возвращать. Потому что совершенно точно сертификата будет хватать на год этой программы. Плюс ребенок сможет пойти на, например, значимую программу, которая априори бесплатная, либо на программу, которая в муниципальном задании бесплатная. Либо на программу предпрофессиональную, которую будут реализовывать школы искусств или музыкальные школы.

 

Есть дети, которые вообще не ходят на бесплатные кружки. А есть дети, которые вообще не посещают учреждения дополнительного образования. Что будет с деньгами этих детей? Нужно ли им получать сертификат учета и сертификат персонифицированного финансирования?

Вы говорите о детях, которые ходят только в частный бизнес? Или ходят на платные кружки, которые реализуются в государственных и муниципальных учреждениях? Надо разводить. Если ребенок ходит в платный кружок в муниципальном или государственном учреждении, ему все равно выдадут сертификат учета, и он все равно будет посещать свой платный кружок как и раньше. Если ребенок ходит только в частный бизнес, я думаю, частный бизнес будет участвовать и в навигаторе, и в частный бизнес лицензированный можно будет принести свой сертификат денежный, но это все будет позже, когда мы в течение двух-трех лет обкатаем эту модель и поймем все возможные риски, минимизируем их для того чтобы нам не развалить систему государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования. Это требует переходного периода. И я думаю, здесь со мной согласятся и родители, и педагоги, и руководители этих организаций, потому что на сегодняшний день тот частный бизнес, который существует, он существует без сертификатов, они быстро реагируют на рынок, у них есть контингент – дети, которые к ним приходят и приносят деньги. Поэтому для них тоже пока ничего не изменится. Дети, которые ходили к ним за деньги, они так и будут ходить. А вот дети, которые вообще никуда не ходили, еще раз говорю, что – это и есть основная идея, услышав и узнав о том, что ребенок может посещать бесплатно даже со временем платные кружки, это сподвигнет родителей привести ребенка, до этого вообще не получавшего дополнительное образование.

 

Языковые курсы, репетиторство — входит ли это в систему дополнительного образования, и можно ли им рассчитывать на персонифицированное финансирование?

Я думаю, что языковые курсы вообще не попадут в эту систему.

 

Кто руководит экспериментом на уровне области и можно ли этим людям доверять?

Во-первых, поскольку Свердловская область приняла участие в этом проекте, то это, конечно, руководители области, прежде всего это Губернатор, оператором выступает Министерство образования и молодежной политики Свердловской области. Непосредственным исполнителем является Дворец молодежи и, созданный на базе Дворца молодежи, Региональный модельный центр. Этим занимаются люди, которые давно и долго работают в системе дополнительного образования. Надо сказать, что в нашей области в последние годы большое внимание уделяется развитию дополнительного образования. Посмотрите, какие изменения произошли благодаря проекту «Уральская инженерная школа», были открыты 83 базовые площадки Дворца молодежи по всей области. Открыт Кванториум, Кванториум РЖД, Кванториум - Первоуральск, область планирует и дальше участвовать в проектах, связаных с открытием Кванториумов. В этом году должен запуститься IT-куб – это такой Кванториум в сфере IT. Все эти изменения говорят о том, что область уделяет внимание вопросам дополнительного образования. Поэтому вступление области в данный проект было взвешенным решением. Сейчас, до вступления в силу закона о социальном заказе, еще есть возможность обкатать, не торопясь попробовать, посмотреть какие-то результаты, минимизировать негативные последствия. Мы понимаем, что прежде всего необходимо сохранить ту систему, которая есть и, возможно, ее улучшить, улучшить качественно.

Поэтому я призываю родителей не волноваться, не паниковать, это будет максимально мягко, максимально безболезненно для родителей, потому что прежде это всего касается такой сферы, куда дети идут по собственному желанию, где им должно нравиться, где им хорошо находиться, где они отдыхают, в том числе и от школы.

Календарь событий