Продолжаем рассказывать об образовательных направлениях Дворца молодёжи.
В 2021 году Центр развития художественно-эстетической направленности отметил знаменательную дату – двадцатилетие основания художественной школы имени Андрея Рублева.
Её основателем на базе художественной школы имени П. П. Хожателева в 2001 году стала почетный преподаватель и директор Зоя Фёдоровна Недзельская. Сегодня руководителем и хранителем традиций школы является Екатерина Ивановна Недзельская. В 2004 году при содействии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области и лично министра образования Валерия Нестерова школа А. Рублева вошла в состав Дворца молодёжи.
– Мы арендуем несколько помещений на территории Храма-на-Крови, – говорит Екатерина Недзельская. – Дружим с настоятелем храма и другими служителями, но они никак не влияют на образовательный процесс.
По словам руководителя школы, уникальность идеи создания школы заключалась в стремлении не только обучать художественному мастерству, но и воспитывать в детях духовное и творческое начала на основе добра и красоты, изучения духовных традиций православной культуры. Художественные произведения нескольких веков во многом основаны на библейских сюжетах. Как отметила Екатерина Недзельская, задача школы – видеть и создавать красоту, научить детей разбираться в искусстве, знать историю его развития, традиции, в том числе уральской художественной школы.
Екатерина Ивановна Недзельская преподает основы изобразительной грамоты, прикладное творчество, лепку, историю искусства и иконографию. Окончила Свердловское художественное училище по специальности «художник-оформитель», в 1986 году – УрГУ по специальности «искусствовед», в 2017-м – Богословский институт по специальности «теолог». Её педагогический стаж – более 40 лет.
О выпускниках
За время своего существования школа Андрея Рублева выпустила 40 человек. По словам педагогов, это те, кто не просто успешно освоил программу, но и подготовил дипломную работу – триптих из картин, составляющих единый образ, в избранной тематике и излюбленной технике, учитывающий исторические особенности создания произведений живописи. Это графические материалы на бумаге, выполненные тушью, акварелью, карандашом, гуашью.
Продолжить обучение выпускники школы могут в Свердловском художественном училище им. И. Д. Шадра, архитектурной академии, изучать в других учебных заведениях искусствоведение, культурологию, архитектуру, дизайн – всё, что связано с изобразительным искусством.
Наши обучающиеся стали студентами Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, среди них есть выпускники Уральского государственного архитектурно-художественного университета, иллюстраторы, иконописцы и художники-оформители, есть такие, у кого школу окончили братья и сестры.
Кроме того, среди воспитанников школы есть люди, которые с удовольствием приходят в мастерские педагогов и занимаются любимым делом в свободное от работы и других дел время. Задача наставников в этом случае – поддержать советом, если потребуется.
О воспитанниках
Иногда на занятия с детьми приходят и родители, которые тоже пробуют осваивать мастерство.
Сегодня в школе более 70 воспитанников. Занятия проходят в классах, где одновременно могут присутствовать от 4 до 11 человек. На обучение принимают ребят с 6–8 лет, но на четвертый год обучения или более старших детей могут взять после индивидуального отбора и с сертификатом об обучении живописи в школах искусств с указанием освоенных дисциплин.
Предпрофессиональная программа «Живопись» предполагает изучение основ изобразительного искусства, лепки и декоративно-прикладного искусства, рисунка, живописи, композиции станковой и жанровой, истории искусств.
По словам педагогов, в основе обучения в художественной школе имени Андрея Рублева следующие принципы:
– Прежде всего, мы стараемся проецировать академические традиции на детскую художественную школу. Для нас важно глубокое погружение в материал, мы фокусируемся на процессе, а не только на результате. Как провести линию, как кисточкой нажим или мазок сделать, как держать карандаш. Это навыки, которые надо осваивать с самых первых занятий. Мы обучаем ребёнка технике, от которой зависит то, как будут выглядеть в дальнейшем его работы, – рассказал Игорь Петрович Цаплин, педагог школы.
Игорь Петрович Цаплин, преподаёт композицию, живопись, рисунок. Окончил Свердловское художественное училище по специальности «художник-оформитель», член Союза художников, секция живописи.
– От начала до конца урока мы оцениваем, сколько сил и трудолюбия каждый ребёнок вкладывает в свои работы. При этом не сравниваем детей, кто талантливый, а кто нет, а помогаем им раскрыть свои способности. Работаем со всеми, кто стремится развиваться, – подчеркнул Игорь Цаплин.
На вопрос о том, как понять, что ребёнок способен к рисованию, педагоги ответили:
– Нет неталантливых детей. Мастером может стать каждый, кто обладает усидчивостью, желанием, терпением, дисциплиной. Талант развивается во многом благодаря всем этим качествам, а также большому стремлению к творческому росту, старанию и упорству», – считает Екатерина Недзельская.
– Есть базовое ремесло плюс желание, терпение и трудолюбие. Сначала дети учатся писать так, как это делают мастера, а уже потом развиваются в направлении, которое им ближе. Важно получить базу, а мастерство и индивидуальный стиль – это сочетание ремесла и таланта, – уверен Игорь Цаплин.
– Родители тоже должны содействовать увлечению ребёнка , быть заинтересованными в его развитии. Важно, чтобы дети чувствовали живой интерес и поддержку, – отметила Наталья Николаевна Скакун.
Наталья Николаевна Скакун преподает рисунок, живопись, батик. Окончила Свердловское художественное училище им. И. Д. Шадра. Работает в школе с 2004 года, член Союза художников.
Кроме того, как отмечают педагоги, для развития способностей важна насмотренность. Ее дети развивают, изучая историю искусств, особенности уральских традиций иконописи и промыслов, посещают выставки по рекомендации педагогов.
Вместе с учениками педагоги создают и собственные проекты. Например, в 2014 и 2021 годах школа выпустила два тематических календаря с миниатюрами. Один из них посвящен Сергию Радонежскому, другой – 800-летию со дня рождения князя Александра Невского. При выполнении работ обучающиеся изучали историю миниатюры, старославянскую письменность.
Как попасть на занятия
Набор в художественную школу имени Андрея Рублева уже открыт. Узнать подробности о программе и конкурсных испытаниях можно на странице школы.
В рамках конкурса педагоги школы заполняют индивидуальный протокол на каждого ребёнка (критерии меняются в зависимости от года обучения), оценивают рисунки, смотрят, как ребёнок рисует во время индивидуального испытания. Обращают внимание на то, как дети разговаривают, отвечают на вопросы по истории искусств.
– Мы настроены принимать всех, особенно если речь идет о малышах. Главное, чтобы желание рисовать исходило от самого ребёнка, а не от его родителей. Это хорошо видно при общении и выполнении работы. Важно, чтобы ребёнок мог объяснить, как, что и почему он нарисовал так, а не иначе. Так мы видим его заинтересованность и увлеченность рисованием, – рассказала Екатерина Недзельская.
По словам руководителя школы, отсев происходит в течение двух лет после поступления – за это время дети успевают понять, нужны ли им занятия. Важно пробовать разные направления, чтобы определить, что подойдет конкретному ребёнку.
Школа проводит выставки работ, обучающиеся участвуют в конкурсах Дворца молодёжи и всероссийских мероприятиях, в тематических программах по направлению «Искусство» Фонда поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое сечение», например, в прошлом учебном году были на программе во Всероссийском детском центре «Океан» (Владивосток).
В заключение педагоги отметили:
– Именно ребёнок должен подойти к родителям и сказать, что хочет рисовать, тогда шансы на успех будут высокими, и может получиться отличный результат. А мы поделимся нашим богатым опытом и знаниями. Главная цель обучения в школе – научиться преображать мир вокруг себя, не просто стать художником, а приобрести умения и создать своё произведение, сформировать художественный образ на нравственной основе, – подчеркнула Екатерина Недзельская.
– Во время обучения в школе Андрея Рублева школьники приобретают важный для жизни творческий опыт. Если есть художественное образование – ребёнок знает всё о цветах, палитре, гармонии и построении композиции. Проще говоря, в будущем это преобразуется в умение творить красоту, элегантно одеваться, грамотно организовать домашний интерьер, развитое чувство вкуса и стиля, – заключил Игорь Цаплин.
По словам педагога, духовное становление ребёнка происходит через освоение истории мировой художественной культуры. Дети понимают и чувствуют, что красиво, хорошо или плохо, на собственном опыте соприкасаясь с искусством. Могут объяснить, почему и как они выбирают свой стиль, почему используют ту или иную технику. Учатся формировать свою точку зрения и доносить её до зрителя.