Сегодня, 29 апреля, отмечается Международный день танца. О философии лаборатории движения «Форма» – танцевального коллектива Дворца молодёжи – в нашем специальном материале.
Чем живут юные танцоры и как попасть в знаменитый екатеринбургский коллектив, рассказывает Ольга Сатюкова, руководитель и педагог Лаборатории движения «Форма».
– Как ДАВНО ОСНОВАН КОЛЛЕКТИВ, с чего начиналась работа?
– В 1993 году его создала Елена Семёновна Сусанова. Тогда он назывался хореографическим ансамблем Танц-ателье «Этуаль». Я была одной из первых его выпускниц, в 2012-13 году работала в коллективе педагогом. А в 2015 году мне предложили возглавить ансамбль. Вместе с педагогами и детьми мы решили, что вышли за рамки студии танца и назвали себя лабораторией движения.
– Как появилось название и насколько оно отражает новый подход к танцу?
– Лаборатория – это место, где проводят различные эксперименты. Этим мы и занимаемся на уроках. Мы танцуем не только классическую хореографию, которая хорошо известна всем, но и ставим эксперименты – партнёринг, танцуем под тишину, используем голос, учимся чувствовать свое тело и управлять энергией так, чтобы тело с каждым занятием развивалось, его возможности становились практически безграничными. Мы танцевали под стихи, живой звук. Однажды к нам приезжали друзья из коллектива «Вантанара» Российского университета дружбы народов (РУДН), и мы танцевали под живой звук барабанов. Дети записывали голоса, стихи, свои размышления и танцевали под эти записи. Мы всегда хотим совершенствовать форму. Быть в форме – круто!
главное ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО
Быть честным педагогом. В каждом ребенке видеть личность человека, который растет.
Важно сохранить индивидуальность, чтобы каждый ребенок рос и развивался вне рамок. Слушал и слышал себя, понимал, зачем приходит на занятия, чувствовал свое тело.
– Кто В КОМАНДЕ ПЕДАГОГОВ ЛАБОРАТОРИИ?
– Я скрупулёзно подхожу к тому, какие педагоги работают в коллективе. Сейчас у нас счастливая гармония. Все специалисты очень крутые и талантливые!
Елизавета Сергеевна Полуяхтова, педагог по классике, – трудоголик, который добивается прекрасных результатов, терпеливо объясняя каждое движение.
Анна Дмитриевна Еременко, режиссер-хореограф, хореограф ТЮЗа, – педагог с невероятно творческой фантазией. Кирилл Вадимович Назаров – новый педагог. Молодой, но очень старательный – мы понимаем друг друга с полуслова, с полувзгляда.
Дарья Владимировна Пинтковская – «наша Даша», так мы называем уникального аккомпаниатора-концертмейстера с консерваторским образованием, – отзывчивая, добросовестная, пунктуальная, она быстро влилась в коллектив. Виктория Карагадаева, костюмер, которая всегда знает, где и что лежит и висит, она потрясающе шьет всё, что нам нужно.
– Какими достижениями вы гордитесь?
– Всё больше наших выпускников выбирают танцы в качестве профессии, поступают в творческие вузы, где становятся педагогами-хореографами. Есть уже те, кто стал руководителями коллективов. Некоторые учатся в университете, например, в Гуманитарном, и продолжают заниматься в коллективе. Все наши педагоги, которые уходили из коллектива, становились впоследствии звездами. Кто-то уехал работать в Москву со звездами в шоу-балеты и команды, попал в шоу-бизнес, и сейчас мы видим их с экранов телевизоров. Видимо, у нас атмосфера такая, которая позволяет наполниться творческой энергией. Для детей эти достижения – отличная мотивация.
Самое важное – быть верным себе, своим друзьям, родителям, педагогам, открытым для людей.
– В чём, по вашему мнению, уникальность Лаборатории движения «Форма»?
– Коллектив большой. Все родители дружат, проводят время вместе, общаются постоянно, вместе дни рождения отмечают. У нас очень продвинутые дети – с ними можно разговаривать на самые разные интеллектуальные темы. Выпускники продолжают общаться, даже проживая в разных городах. Искренность – это очень важно и для жизни, и для творчества. Мы поддерживаем и ценим друг друга, радуемся и огорчаемся вместе. Мы большая семья – команда на всю жизнь!
КАК ПОПАСТЬ В ЛАБОРАТОРИЮ?
– Какими качествами должен обладать ребенок, чтобы стать участником коллектива?
– Не обязательно быть талантливым и подготовленным. У самого ребенка должно быть большое желание танцевать, а не у родителей. Мы всегда видим живой интерес в глазах детей – они буквально загораются при слове «танцы».
– Как вы проводите отбор, по каким критериям?
– Занятия в лаборатории проводятся по предпрофессиональной общеобразовательной программе «Хореографическое творчество». Порядок отбора регламентирован специальными документами, где перечислены критерии. По пятибалльной шкале оценивается растяжка, музыкальный, ритмический слух, память, гибкость. Для меня лично решающим фактором является «танцевальность» ребенка, его актерские способности, открытость, интерес к работе со своим телом и выступлениям на сцене.
– Есть ли какие-то ограничения по здоровью? Все ли могут заниматься танцами?
– Танцами могут заниматься все – дети, подростки, взрослые, бабушки и дедушки. Есть много студий, где танцами можно заниматься в качестве хобби. Мы готовим профессионалов. В коллектив ежегодно принимаем детей от 6,5 до 7 лет, только с первого года обучения. Танцы – это очень интересный, но тяжелый физически труд. Поэтому справка от педиатра по месту жительства о том, что у ребенка нет хронических заболеваний, при которых заниматься танцами противопоказано, является обязательной при поступлении.
Что вы пожелаете тем, кто мечтает заниматься танцевальным творчеством?
– Не бояться, не стесняться, идти и делать. Слушать только себя, заниматься у профессионалов, у людей, которые увидят в вас личность и будут способствовать вашему развитию.