Сегодня мы завершаем серию публикаций о наставниках Дворца молодежи, которые участвуют в конкурсе на соискание премии Губернатора Свердловской области педагогам дополнительного образования технической направленности.
Знакомьтесь, Сергей Булахов, педагог высшей квалификационной категории «Лаборатории судомоделирования».
ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ
Сергей почти 30 лет отработал на Верх-Исетском металлургическом заводе, где прошел путь от рабочего цеха холодной прокатки до мастера производственного обучения в учебном: «Мы учили детей Верх-Исетского района, которые стояли на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, рабочим профессиям: токарному делу, слесарному. Девочки занимались шитьем – шили для завода рукавицы, фартуки, спецодежду, мальчики точили на токарных станках детали для нужд завода.
После закрытия цеха, Сергей работал педагогом в детско-юношеском центре «Вариант», где проработал около 10 лет, а после возглавил секцию во Дворце молодежи и сейчас курирует всю областную структуру судомодельного спорта среди школьников.
– У меня с юности была тяга к работе с детьми: как закончил школу, так сразу пошёл по совместительству работать педагогом. Наш цех был шефом школы №121 Верх-Исетского района, я вызвался заниматься судомоделизмом со школьниками. Завод помог оборудовать класс, поставил станки, предоставил материалы. Уже в 2000–ых я перешел во Дворец молодёжи, – рассказывает Сергей Булахов.
ВО ДВОРЦЕ
Проводить различные события, соревнования нам помогает Федерация судомодельного спорта области. Мы регулярно выезжали на региональные соревнования в Снежинск, Челябинск, Златоуст, Тюмень, Нижний Тагил, ездили и на чемпионаты России. В соревнованиях участвовали и младшие, и старшие классы. До пандемии команда старших школьников Свердловской области под моим руководством становилась чемпионом России.
– В ноябре 2021-го запланировали поехать в Томск на региональные соревнования. Приятно, что наши воспитанники могут соревноваться на достойном уровне, в том числе и среди спортсменов со всей России, – подчеркнул Сергей.
О СУДОМОДЕЛИЗМЕ
Одно из главных качеств, которые нужны на занятиях, по словам Сергея Булахова – усидчивость и терпение, настойчивость. Они формируются у ребят по окончании обучения. Дети получают знания в области математики, физики, химии и географии. В лаборатории много литературы, которую обучающиеся с удовольствием читают.
– Задача педагога – научить ребенка, помочь ему самому захотеть развиваться в выбранном направлении. Когда он видит, что его модель закончена, что стоит аккумулятор, двигатель и пошла по воде, то он учащийся гордится тем, что сделал это сам, – подчеркивает Сергей Булахов.
ЧЕМУ УЧИМ
Одна из наших задач – подготовка детей к поступлению в технические вузы. Леонид Мордвин – мой выпускник, служит сейчас на Северном флоте, закончил ВМА им. Н. Г. Кузнецова, инженер-кораблестроитель, пошел по этой стезе строить корабли.
Николай Зырянов и Иван Поляков закончили УрФУ им. Б. Н. Ельцина, сейчас работают инженерами – мы привили им технические навыки.
Наша программа рассчитана на 5 лет, чаще всего к нам начинают ходить ученики 1-3 классов.
Дети сами понимают, нравится им занятия или нет, никто их не подталкивает – кто-то приходит и уходит, некоторые снова возвращаются.
Тем, кто зацепился, очень интересно у нас заниматься. Мы проводим консультации после занятий, на которые школьники ходят с удовольствием. Ребята помогают проводить различные мероприятия, соревнования, не только соревнуются. Детей на занятиях много, несмотря на то, что есть небольшой отсев: хорошая большая модель строится несколько лет, так как это очень кропотливая работа, не у всех хватает терпения закончить.
Приятно, когда мои бывшие выпускники приводят на занятия ко мне своих детей, приезжают, звонят, не забывают.
– Могу оставить это занятие уже по возрасту, уйти на пенсию, но не хочу – это моя жизнь. Готов проводить вместе с детьми целый день, что-то строить, красить, вырезать. Это ведь очень интересно – построить модель, соревноваться, и особенно хорошо с детьми, у которых есть интерес, искорка в глазах, – отмечает Сергей Булахов.
МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ
Все модели, которые ребята строят, они забирают с собой домой. В лаборатории остаются корабли, которые мы специально строили для кружка. К концу первого года обучения ребенок должен построить 4 модели, начиная от самых простейших – катамаран, подводная лодочка, контурная модель. Занимаются у нас не только мальчики, но и девочки.
Мы рассказываем детям об инструментах, учим работать на токарных станках, на фрезеровочных, сверлить, пилить, красить. Мы занимаемся черчением, так как каждая модель создается в определенном масштабе, какие-то элементы приходится увеличивать, какие-то уменьшать. Я прошу старших ребят помогать младшим, делиться знаниями, умениями –это форма наставничества, которая существует не только между педагогом и детьми, но и между самими обучающимися.
Некоторые ученики продолжают ходить на занятия даже во время каникул, совершенствуют модели.
– Я поощряю инициативу. Если человек хочет выполнить сложную деталь, попробовать сделать её сам, то я не буду препятствовать, а помогу, поддержу. Уровень сложности работ увеличивается постепенно. У нас появились неплохие лазерные станки, 3D – принтеры, с помощью которых мы создаем детали, которые ребенку сложно выточить самому. Например, кнехты – на корабле она служит для крепления тросов.
Технологии облегчают производство, так как создание деталей – очень трудоемкий труд. Многие маленькие детали мы продолжаем делать вручную, даже крохотные якорьки, и уже после дублируем их с помощью цифровых технологий.
У нас есть токарные станки, фрезерный, сверлильный, компрессор для покраски, деревообрабатывающий станок. Перед работой на станке ребенок проходит обязательный инструктаж, знакомится с техникой безопасности. Недавно наш кабинет отремонтировали, теперь мы можем заниматься покраской в отдельном помещении, у нас улучшились условия работы.
О ПРЕМИИ ГУБЕРНАТОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сейчас готовлюсь ко второму этапу конкурса на соискание премии, необходимо будет провести мастер-класс. Вместе с нашим методистом и инженером по станкам планирую небольшое занятие. Хочу использовать все возможности современных технологий: дети должны будут создать чертеж детали и выдать задание на станок. В результате ребенок получит деталь для модели.