г. Екатеринбург, пр.Ленина, 1

Шаг в IT: начни с малого сегодня

В разгар активной приёмной кампании Дворца молодёжи публикуем серию материалов о представителях ведущих предприятий и вузов региона, которые рассказывают о востребованных профессиях в реальном секторе экономики.

Программы технической направленности – одно из приоритетных направлений дополнительного образования.

Обучаясь техническому и инженерному творчеству в подразделениях Дворца молодёжи, школьники не только изучают теорию, но и погружаются в практику: работают с современным оборудованием, взаимодействуют с профессионалами отрасли и создают собные технологические проекты по заказам партнеров — ведущих предприятий и компаний региона.

Одним из ключевых партнёров Дворца молодёжи выступает Технический университет УГМК (ТУ УГМК). Специалисты университета являются наставниками наших обучающихся, экспертами жюри конкурсов и хакатонов, а также партнерами в разработке актуальных образовательных программ.

горбатов

Сергей Горбатов, заведующий кафедрой информационных технологий Технического университета УГМК, поделился экспертным мнением о ключевых аспектах развития в IT-сфере: актуальных профессиях, карьерных траекториях, необходимых компетенциях, роли образования и эффективном выстраивании профессиональной траектории в этой области.

– С какого возраста ребёнку стоит начинать погружаться в IT и программирование?

– С 6–8 лет можно начинать с игровых форм обучения, например, с визуальных языков программирования: Scratch, Blockly, Tynker. В области робототехники подойдут конструкторы, такие как Lego Mindstorms или отечественные аналоги. Ну и в любом случае всегда работают логические игры и головоломки, развивающие алгоритмическое мышление.

С 10–12 лет уже можно переходить к активно используемым сегодня языкам программирования, таким как Python (простой синтаксис, подходит для детей) или C# (очень широко применяется и позволяет двигаться в сторону 3D, VR и так далее). Можно развиваться в сторону языков гиперразметки HTML/CSS – нацеливаясь на создание сайтов и разработку веб-интерфейсов.

– Какие IT-специальности сейчас наиболее востребованы на рынке?

– На сегодняшний день очень активно требуются Python-разработчики для ML, анализа данных, бэкенда и разработки сценариев автоматизации; Frontend-разработчики (JS/TS, React) – как я уже говорил, веб-интерфейсы сегодня используются абсолютно везде; Backend-разработчики (Node.js, Django, Spring) для разработки серверной логики и формирования API; Data Scientist / ML-инженер для работы в областях, связанных с искусственным интеллектом и аналитикой; DevOps-инженер – для организации серверных и сетевых структур, облачных и туманных вычислений, обслуживания техники и технической поддержки высокого уровня. Нужны специалисты в области защиты информации – из-за роста киберугроз, нормативного регулирования обработки персональных данных, формирования правил обработки инцидентов; QA-инженер – специалист по автоматизированному и ручному тестированию; разработчики мобильных приложений (Flutter, Kotlin, Swift) – тут понятно и без объяснений; Product Manager / Tech Lead – управленцы в области информационных технологий, которые управляют командами и продуктами; разработчик 1С – отдельная категория разработчиков, которые работают с платформой «1С:Предприятие» (сегодня очень востребованы).

– Как изменился рынок IT-специалистов за последние 3–5 лет?

– Рост автоматизации и ИИ: инструменты вроде GitHub Copilot, ChatGPT, GigaChat, YandexGPT меняют процесс разработки. Рынок, а следовательно, и сфера образования уходят от «массового найма» к поиску «высококачественных кадров». Конкуренция на рынке труда в IT постоянно растёт за счёт более качественных образовательных программ, электронных курсов и просто огромного числа полезных роликов в VK Video. Санкции и импортозамещение в РФ сформировали огромный рост внутреннего рынка и спрос на качественные локальные решения. Огромным преимуществом для айтишников стало развитие в сторону fullstack- и мультидисциплинарной подготовки.

– Какие hard и soft skills критически важны для успеха в IT сегодня?

– Hard skills: владение одним из популярных языков: Python, JavaScript, Java, C#, 1С; понимание алгоритмов и структур данных; знание Git (систем контроля версий); работа с API, базами данных (SQL/NoSQL); основы облачных и туманных технологий; контейнеризация (Docker) и оркестрация (Kubernetes).

Soft skills: коммуникация – умение объяснить сложное просто; командная работа – почти все (99,99%) проекты командные; критическое мышление и решение проблем; самообучение – технологии быстро меняются; тайм-менеджмент и самодисциплина, особенно при удалённой работе.

– С чего вы советуете начать человеку, который хочет войти в IT?

– Первым делом нужно определить область своих интересов (веб, мобильные приложения, анализ данных, игры). Далее выбираем направление развития, например, веб-разработка. Учим основы: HTML/CSS → JavaScript → фреймворк (React). Постоянно практикуемся, формируем портфолио, например, из двух-трех сайтов, которые не стыдно показать другим. Постоянно учимся чему-то новому, например, изучаем дисциплины, электронные курсы, смотрим примеры готовых сайтов – всё что угодно, что нас развивает. Если возраст позволяет (14+), можно попробовать записаться на стажировки или присоединиться к какому-либо open-source-проекту, где с помощью команды можно будет отточить свои скиллы. Отдельная задача – это подготовка к собеседованиям. Кстати, очень нетривиальная задача для существенной части айтишников.

– Как понять, какое направление выбрать?

– Я бы попробовал разные направления через мини-курсы. Например, две недели на веб, еще две – на анализ данных, две – на системное администрирование. Можно пройти профориентационные тесты, посмотреть реальные проекты на GitHub, VK, RuTube.

Можно попробовать смежные направления, например, робототехнику или же сосредоточиться на играх, визуализации данных. В общем, надо «почувствовать» своё направление. В ТУ УГМК у нас есть спецкурс «Разработка игрового сервера Minecraft». На этой дисциплине студенты сначала собирают и настраивают физический сервер, далее формируют кластерное решение для работы с виртуальными машинами, после чего создают многосерверную систему, включающую игровой сервер Minecraft, веб-сервер для работы с пользователями, сервер 1С для выгрузки статистики пользователей, мобильное приложение администратора. Все эти элементы позволяют студентам погрузиться в почти каждый элемент того, что мы называем IT.

– Обязательно ли высшее образование для работы в IT?

– Нет, не обязательно. Многие успешные разработчики – самоучки. Чтобы доказать работодателю свои навыки, гораздо важнее портфолио проектов, умение решать задачи и опыт (OpenSource или даже учебный).

Однако высшее образование может помочь, так как позволяет на ранних стадиях погрузиться в работу в командах, даёт возможность учиться по «оптимальной» траектории и, главное, позволяет войти в IT-компанию гораздо быстрее. Например, многие студенты IT-направления ТУ УГМК начинают работать уже после 1-го курса и первой производственной летней практики. В области IT-менеджмента высшее образование, а иногда и дополнительная профпереподготовка являются практически обязательными.

– Где можно обучаться кроме вузов?

– Ролики на онлайн-платформах, онлайн-курсы, хакатоны, любые активности от сообщества – от конференций до дней открытых дверей в парках. Ну и я бы не исключал возможность учиться по книгам.

– Какие возможности сейчас есть для развития карьеры в IT?

– Рост по ступеням: Junior → Middle → Senior → Team Lead / Tech Lead → CTO. Смена направления: фронтенд → бэкенд → DevOps → архитектура. Фриланс и удалённая работа. Создание стартапов на базе IT-продуктов. Преподавание и менторство. Участие в open-source – сегодня это вполне адекватный путь в крупные отечественные IT-компании.

– Как, на ваш взгляд, будет меняться IT-образование для детей в ближайшие 5–10 лет?

– Уже в ближайшие годы мы увидим, как IT-навыки станут неотъемлемой частью детства – наравне с чтением, математикой и изучением иностранных языков. Более того, я уверен: программирование вскоре станет «вторым иностранным языком».

Сегодня дети начинают взаимодействовать с технологиями в 2–3 года – планшеты, смарт-часы, голосовые помощники. Логично, что уже к 6–8 годам они начнут не просто пользоваться гаджетами, а понимать, как они работают. Школы и родители всё чаще включают в расписание дополнительного образования такие предметы, как визуальное программирование, робототехнику и основы алгоритмического мышления. Это уже не просто «кружок по интересам», а часть базовой грамотности.

В ближайшее годы искусственный интеллект войдёт в каждую школу не как замена учителя, а как его помощник. Представьте: ребёнок решает задачу, и ИИ-репетитор мгновенно подстраивается под его уровень, предлагает подходящие объяснения, даёт задания по силам и помогает преодолевать сложности. Обучение станет гибким, адаптивным и максимально эффективным – без давления, но с прогрессом.

Ушли в прошлое времена, когда дети заучивали синтаксис, не понимая, зачем он нужен. Будущее – за проектным подходом. Ученики будут создавать свои игры, сайты, умные устройства, автоматизировать бытовые задачи. Они будут учиться на ошибках, тестировать, дорабатывать – так же, как это делают настоящие разработчики. Понимание «как это работает» важнее, чем просто знание из учебника.

Дальше можно написать многое и про виртуальную и дополненную реальность, робототехнику, работу с данными, системное администрирование и так далее, но я думаю, общее направление движения понятно.

– Какой главный совет вы дадите тем, кто хочет стать айтишником?

– Не ждите идеального момента. Начните с малого сегодня. Сделайте один шаг: установите Python, напишите print (“Hello, World!”), создайте репозиторий на GitHub. Главное – начать и не останавливаться. В IT ценят не то, кем ты был вчера, а то, что ты сделал сегодня и чему научился завтра.

К другим новостям

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x