![](https://dm-centre.ru/wp-content/uploads/2023/10/hakaton-iskusstvo-7-1-600x400.jpeg)
Футуристичный, яркий и непредсказуемый. Именно таким российские школьники видят Екатеринбург через 100 лет.
20 октября в зале Свободы Музея первого президента России Б. Н. Ельцина прошла стендовая защита проектов участников хакатона в области технологического искусства.
В течение трех дней ребята разрабатывали AR-приложения, посвященные истории Екатеринбурга. Создавали AR-викторины и «оживляли картины», применяя технологии нейросетей.
Всего в конкурсе приняло участие 50 школьников из Омутнинска, Новоуральска, Уфы, Краснотурьинска, Первоуральска, Тюмени, Владимира, Югорска и Екатеринбурга.
В день защиты 19 команд разместили на стендах свои наработки.
Оценивали проекты эксперты – руководитель фестиваля гик-культуры «ГикКон» Сергей Сивопляс, наставник VR/AR-квантума детского технопарка «Кванториум. Екатеринбург» Дарья Исакова, научный сотрудник отдела музейной педагогики Музея первого президента России Б. Н. Ельцина Роман Сырчин.
За защитой проектов наблюдали представители Сбера и Сколтеха, а также директор Дворца молодежи Александр Слизько и заместитель директора Василий Федоров. Ребята были во всеоружии.
![](https://dm-centre.ru/wp-content/uploads/2023/10/hakaton-iskusstvo-1-600x450.jpeg)
![](https://dm-centre.ru/wp-content/uploads/2023/10/hakaton-iskusstvo-6-1-600x450.jpeg)
Ангелина Бычкова, Макар Семянников, Александр Безбородов из команды Детского технопарка «Кванториум», г. Екатеринбург, сгенерировали ледовый городок будущего. Показали, какими будут знаковые объекты города.
– Наша задача – заинтересовать молодёжь поиском уникальных фактов о Екатеринбурге. Мы предлагаем внедрить АR-технологии для изучения истории города. Поэтому разработали АR-приложение для Ельцин Центра. На стендах у входа предлагаем разместить сгенерированные нейросетью картины. При наведении на них камеры смартфона появляются вопросы викторины. Если ответить на них правильно, можно получить билет в музей или скидку на кофе. С основной сложностью в нашем проекте – созданием основы приложения на Unity в короткие сроки – мы справились.
Даниил Ниссенбаум, Георгий Леднев из команды wassap, г. Тюмень, представили будущее Екатеринбурга в неоновом цвете. С помощью нейросети они сгенерировали изображения, показали Ельцин Центр через несколько десятков лет.
– У нас получилось приложение, с помощью которого мы можем «оживить» достопримечательности и посмотреть, как они будут выглядеть через 100 лет. Уникальность проекта в том, что даже на данном этапе прототип можно использовать на улицах и в других общественных местах. Под конец работы у нас возникли трудности с камерой, но мы пересмотрели весь код, изменили пару моментов и уложились в срок.
Участники хакатона доказали, что сфера применения AR-технологий и возможностей нейросетей в музейных программах невероятно широка. Каждый реализовал свою идею отражения истории города через дополненную реальность.
На торжественном закрытии благодарственными письмами отметили наставников команд. Благодаря их поддержке, ребята смогли воплотить свои задумки в жизнь.
С напутственными словами к участникам обратились эксперты.
![](https://dm-centre.ru/wp-content/uploads/2023/10/hakaton-iskusstvo-4-1-450x600.jpeg)
![](https://dm-centre.ru/wp-content/uploads/2023/10/hakaton-iskusstvo-3-1-450x600.jpeg)
![](https://dm-centre.ru/wp-content/uploads/2023/10/hakaton-iskusstvo-9-1-450x600.jpeg)
– Символично, что мы находимся в зале Свободы, ведь сегодня действительно было торжество свободы технологического творчества. В мире ведется много споров о влиянии нейросетей на нашу жизнь. Спорят и ученые, и педагоги. Мне кажется, многим из вас сегодня удалось доказать, что нейросеть может стать классным инструментом, чтобы создавать такие замечательные проекты. Вы большие молодцы! – обратился к конкурсантам научный сотрудник отдела музейной педагогики Музея первого президента России Б. Н. Ельцина Роман Сырчин.
Благодаря разработке приложений для реального заказчика, ребята не только смогли изучить 300-летнюю историю Екатеринбурга, но и пополнили свое портфолио реальными кейсами.
Альберт Кудояров, Дана Кипчакбаева, Матвей Долбиев из команды Ufa23, г. Уфа, стали победителями в треке «Живые картины». В своем проекте они отразили основание Екатеринбурга, создание Монетного двора и постройку Сибирского тракта. Через «ожившие картины» показали, как город менялся.
– Наш проект «Екатеринбург: что было, есть и будет» позволяет сделать изучение города, его прошлого и настоящего максимально легким. Приложение сделано в российской программе EV Toolbox. В создании картин мы использовали нейросеть Kandinsky от Сбера, для видео – LeiaPix и Gen-2, а для озвучки – TEXTTOSPEECH. Самым сложным стало создание программы и генерация необходимых нам изображений. Мы перепробовали много запросов, чтобы нейросеть смогла правильно «оживить» знаковые места города. Иногда получалось очень смешно. Планируем и дальше работать над проектом, чтобы сделать погромче озвучку, добавить больше исторических моментов и открыть доступ для Android.
![](https://dm-centre.ru/wp-content/uploads/2023/10/hakaton-iskusstvo-10-1-600x450.jpeg)
![](https://dm-centre.ru/wp-content/uploads/2023/10/hakaton-iskusstvo-2-2-600x450.jpeg)
Марина Шварцман и Станислав Шварцман из команды Corp. Kaktus, обучающиеся детского технопарка «Кванториум. Первоуральск», применили в работе креативный подход – проработали сценарий, персонажей своего проекта. Ребята осваивают в технопарке сразу несколько направлений – промышленный дизайн, VR, информационные технологии. В работе над проектом им пригодились полученные на занятиях знания: разработка под Unity, программирование на языке С#, нейросети, рисование, презентация проекта.
– Мы решили дополнить AR-викторину сторителлингом. У нас есть персонажи, диалоги. Всё работает на ассоциациях, чтобы ребёнок, который будет отвечать на вопросы, понимал, зачем ему нужны эти знания. Мы уверены, что давно пора использовать современные технологии в музеях, на уроках истории в школе, но при этом обязательно вкладывать в проект душу, эмоции, чтобы детям было интересно.
Ребята признались, что впервые участвовали в стендовой защите проекта, и это был интересный опыт. По итогам хакатона команда из Первоуральска заняла первое место в треке «AR-викторина».
ИТОГИ ХАКАТОНА
трек «AR-викторина»
- 1-е место – команда Corp.Kaktus, г. Первоуральск;
- 2-е место – команда Error 33, г. Владимир;
- 3-е место – команда RitterSport707, г. Югорск.
трек «Живые картины»
- 1-е место – команда Ufa23, г. Уфа;
- 2-е место – команда «Ловим вайб», г. Новоуральск;
- 3-е место – «Человеки», г. Первоуральск.
Поздравляем победителей и призёров!