г. Екатеринбург, пр.Ленина, 1

Работать через проекты, рефлексию и постоянный диалог

13 декабря исполняется семь лет детскому технопарку «Кванториум. Екатеринбург».

Он открылся в 2018 году на площадке Ельцин Центра в Екатеринбурге и стал первым в регионе в рамках национального проекта «Образование». За прошедшие годы обучение по образовательным программам технопарка прошли более 6 тысяч детей.

Накануне праздника своими мыслями и наблюдениями поделился начальник технопарка «Кванториум» Сергей Ивашов.

ивашов
– Когда начинали свою работу в технопарке – вы чувствовали, что создаете новую образовательную реальность для всего региона? Что тогда казалось невозможным и что сегодня стало нормой?

– Да, когда мы начинали работу в технопарке, было понимание, что создаём новую образовательную реальность. В первые пару лет вообще было не до конца понятно, работает ли эта система. Внешней аудитории тоже было сложно объяснить, что такое «Кванториум», для чего он нужен и чем здесь будут заниматься дети.

У многих складывалось впечатление, что это просто большое пространство с компьютерами и гаджетами, где дети могут поиграть. Но мы изначально были про другое. Самым сложным, наверное, было рассказывать внешней аудитории, особенно партнёрам, что такое технопарк, зачем он нужен и почему важно их участие в нашей деятельности, в том числе в разных форматах и ролях.

Казалось почти невозможным выстроить устойчивую систему взаимодействия с партнёрами и вовлечь их в образовательный процесс. Сегодня мы видим, что это стало понятной и естественной нормой.

– Если бы вы могли подарить всем технопаркам Свердловской области один «секретный ингредиент» из вашего опыта – что бы это было?

– Секретный ингредиент – это умение не бояться искать ресурсы не только внутри технопарка, но и за его пределами. Какими бы сильными специалистами мы ни были, всегда есть области, в которых лучше всего разбираются конкретные люди, глубоко погружённые в свою сферу.

Поэтому главный секрет – это умение находить внешние ресурсы, привлекать экспертов и грамотно применять этот опыт в образовательном процессе.

– Какая технология, появившаяся за эти годы в технопарке «Кванториум. Екатеринбург», сначала вызвала скепсис, а потом стала must-have для других центров?

– Скорее всего, это не отдельная технология, а наш подход к образовательной системе в целом. Это образовательная модель, при которой дети последовательно проходят этапы обучения через модули и в итоге выходят на реальные практические проекты.

Это наша отличительная черта, которая поначалу воспринималась скептически, а сейчас, как мы видим, уже начала масштабироваться и внедряться в других технопарках.

– Что в вашем арсенале сегодня удивило бы вас самих, если бы вы увидели это в первые годы работы технопарка?

– Наверное, больше всего меня поразили бы результаты наших детей. Если бы в первый год работы технопарка ребята показывали проекты такого высокого уровня, я бы, честно говоря, очень удивился. Возможно, мы бы уже и в космос летали.

– Какой проект ваших кванторианцев однажды заставил представителей бизнеса или власти сказать: «Мы этого не ожидали от школьников»?

– Сложно выделить один конкретный проект. Многие работы вызывали искренний восторг у представителей бизнеса и органов власти. Сам факт того, что школьники создают работающие устройства, которые движутся, реагируют на датчики и решают реальные задачи, уже был для многих неожиданным.

Если всё-таки называть конкретные примеры, то я бы выделил два проекта. Первый – это «Автоматический тестер батареек», который мы неоднократно показывали и даже пробовали внедрять на практике. Второй – «Виртуальная доска». Ребята разработали систему на основе нейросети, которая считывает движения рук и пальцев через камеру ноутбука и переводит их в графику. По сути, можно «рисовать в воздухе», а изображение появляется на экране компьютера. Это очень полезное решение для онлайн-совещаний и дистанционной коммуникации.

– Можете назвать кейс, где «Кванториум. Екатеринбург» не просто обучал, а реально менял городскую или отраслевую реальность?

– Да, у нас есть такой кейс. Уже третий год мы работаем с администрацией города Богдановича. Ребята разрабатывали для города айдентику – уникальный визуальный стиль. Кроме того, они предлагали решения по улучшению инфраструктуры привокзальной площади.

Часть идей наших обучающихся, в том числе в формате малых архитектурных форм, была включена в реальный федеральный проект. Сейчас мы ждём обновления привокзальной площади, а ребята продолжают работать над новыми проектами для администрации города. Для нас это пример реального продукта, который действительно меняет городскую среду.

– Сколько «выпускников будущего» – тех, кто сегодня уже работает в науке, IT или инженерии – вы можете с гордостью назвать своими?

– На самом деле мы подготовили много ребят, которые сегодня проявляют себя в науке, IT и инженерии. Особенно ценно, что у нас уже есть шесть сотрудников технопарка – наших выпускников. Они либо заканчивают, либо уже окончили высшие учебные заведения или СПО и вернулись в «Кванториум» в качестве наставников, чтобы готовить следующее поколение. Мне кажется, это самый ценный результат нашей работы.

– Как вы удерживаете баланс между «модными гаджетами» и настоящим глубоким мышлением, чтобы дети не просто щёлкали по интерфейсам, а учились проектировать будущее?

– Удерживать этот баланс действительно непросто, но мы стараемся. В первую очередь через проектный подход мы учим ребят задавать себе вопросы: зачем, почему и для чего мне это нужно? Когда ребёнок начинает осознавать, как и зачем можно использовать те же самые гаджеты, и что, например, мобильный телефон существует не только для развлечений. Это и есть наш главный результат. Через проекты, рефлексию и постоянный диалог наставников с детьми мы показываем возможности технологий в реальной жизни, за пределами игр и ленты социальных сетей.

– Какой новый формат, направление появится у вас в ближайшие годы, даже если об этом пока не все знают?

– Мы почти каждый год пробуем новые форматы. В этом году, например, для нас новинкой стали майноры – короткие интенсивы по узким компетенциям, в сфере как hard skills, так и soft skills. В ближайшие годы наша основная цель – развитие направления беспилотных технологий. Нам важно, чтобы оно не ограничивалось только квадрокоптерами или самолётными беспилотниками. Мы хотим охватить всю сферу: подводные и морские аппараты, наземные беспилотные системы. Для развития этого направления важно усиливать сопутствующие компетенции – работу с искусственным интеллектом, нейросетями и большими данными. Вторая ключевая область, которую мы планируем активно развивать, это электроника.

– С чем бы вы хотели, чтобы регион ассоциировал технопарк «Кванториум. Екатеринбург» через 5 лет, кроме передовых технологий?

– Мне бы хотелось, чтобы «Кванториум» воспринимался как площадка роста. Площадка, которая показывает партнёрам, властям, родителям и самим детям, что сюда приходят не только за технологиями, но и за развитием. Это место, где можно попробовать разные направления, научиться самостоятельно делать выбор профессии, пути и будущего. Технологии здесь вторичны. Важно, чтобы человеку нравилось то, чем он занимается, и чтобы он понимал, зачем он здесь, как его деятельность влияет не только на него самого, но и на развитие региона и страны в целом.

К другим новостям

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x