Как готовить кадры с новыми высокотехнологическими компетенциями для промышленного региона? На этот и другие вопросы ответили участники совещания на тему развития проекта «Уральская проектная инженерная школа».
Событие состоялось накануне на площадке Детского технопарка «Кванториум» Дворца молодёжи в Екатеринбурге.
На совещании под председательством первого заместителя Губернатора Свердловской области Алексея Викторовича Шмыкова обсудили формирование инженерно-образовательной экосистемы региона.
Реализация проекта «Уральская инженерная школа: 2.0» предполагает ежегодное зачисление более 20 тысяч студентов техникумов, колледжей и вузов на программы технической и инженерной направленности.
– Сегодня кадры – это ключевой вопрос в любой отрасли и любой территории страны. Новые вызовы, в том числе демографические изменения, стоят сегодня перед системой образования и всеми нами. Уже с 2025 года в бюджете Свердловской области предполагается заложить дополнительные средства на реализацию проекта «Уральская инженерная школа: 2.0», – сказал Алексей Шмыков.
Проект «Уральская инженерная школа: 2.0» предполагает реализацию единой модели профориентации с 6 по 11 классы. В 6 классах она начнётся с уроков труда, далее через формирование предпрофильных 8–9-х классов и профильных 10–11 классов и систему профессионального образования, освоения первой рабочей профессии. Особое внимание в рамках проекта планируется уделить подготовке педагогов.
– Следует отметить, что подготовка инженера будущего – это не столько отработка технических знаний, сколько формирование инженерного мышления у учащихся. А для этого общеобразовательным организациям требуются педагоги, обладающие специальными знаниями и умениями. Во-первых, они должны обладать фундаментальной научной подготовкой, во-вторых, экономической подготовкой, и, наконец, гуманитарной подготовкой, – сказал министр образования и молодёжной политики Свердловской области Юрий Биктуганов.
Участники совещания обсудили демографический аспект, а также инструменты для стимулирования работодателей к участию в образовательном процессе.
– В Свердловской области доля населения в возрасте моложе трудоспособного – до 15 лет составляет 19,7%, что выше среднероссийского уровня (18,5%). Сегодня эта возрастная группа формирует повышенный спрос на услуги общеобразовательных организаций. В перспективе будет обусловливать рост спроса на профессиональное образование, – сказал министр экономики и территориального развития Руслан Садыков.
Программа «Уральская инженерная школа» была запущена в 2014 году по инициативе Губернатора Евгения Куйвашева. Её реализация позволила сформировать объединение отраслевых работодателей вокруг образовательных организаций, школ, колледжей, вузов.
Площадка детского технопарка «Кванториум» Дворца молодёжи для проведения совещания была выбрана неслучайно. Дворец молодёжи – региональный центр дополнительного образования, где 60 процентов обучающихся занимаются техническим творчеством и компьютерными технологиями.
Именно Дворец молодёжи в семидесятых годах ХХ века стал центром культуры профтехобразования, в 90-е годы объединил областные станции юннатов, туризма, юных техников, став флагманом дополнительного образования. С 2011 года Дворец молодёжи активно вёл работу по возрождению технического творчества. Тогда стали создаваться базовые площадки Дворца молодёжи в муниципальных домах творчества Свердловской области. Начали с Нижнего Тагила и затем открывали по 10 ежегодно в разных муниципалитетах.
После запуска в Свердловской области программы «Уральская инженерная школа» сеть базовых площадок Дворца молодёжи увеличилась втрое. Сегодня их уже 94 в регионе. Школьники из малых городов и сёл получают возможность заниматься 3D-моделированием и прототипированием, осваивать беспилотные технологии, программирование и VR.
С 2018 года Дворец молодёжи определён региональным оператором национального проекта «Образование», в рамках которого открываются детские технопарки «Кванториум» и центры цифрового образования «IT-куб».
Сегодня в структуре Дворца молодёжи 4 технопарка и 4 центра цифрового образования.
Системное взаимодействие с образовательными организациями региона – школами, СПО, вузами, развитие партнёрской сети с ведущими предприятиями позволяет Дворцу молодёжи и его подразделениям вовлекать детей в техническое творчество и проектную деятельность.
Формировать у ребят инженерное мышление, проводить первичную профориентацию по востребованным техническим специальностям.
Уже сегодня обучающиеся Дворца молодёжи создают проекты при поддержке отраслевых предприятий, проходят стажировку, участвуют и побеждают в многочисленных конкурсах технической направленности и выбирают технические вузы в качестве продолжения обучения.
Сергей Ивашов, руководитель детского технопарка «Кванториум» Дворца молодёжи поделился опытом работы с детьми и педагогами:
– Дети могут выбрать одно направление обучения или несколько. Им нравится изучать новое, совершать открытия, создавать собственные проекты, участвовать в конкурсах, получать советы от экспертов, выполнять задачи предприятий реального сектора экономики. Взаимодействие с партнёрами позволяет детям понять, что их работа востребована. Школьники видят, в каких направлениях можно развиваться, используя свои способности.
Говоря о педагогах, Сергей Викторович отметил, что большинство из них – молодые специалисты, студенты или выпускники технических специальностей, которые проходят педагогическую подготовку. Для них в технопарке открыты самые широкие возможности для самореализации – проектная деятельность и возможность реализовать свои идеи, участвовать в конкурсах вместе с детьми, постоянно развиваться и самосовершенствоваться в направлениях, которые им интересны, плюс работа с ведущими компаниями региона.
Образовательная экосистема «Уральской инженерной школы 2.0» предполагает дальнейшую интеграцию ресурсов организаций общего и дополнительного образования, среднего профессионального и высшего образования, дополнительного профессионального образования и ключевых работодателей в инженерный образовательный кластер.
В тексте использованы материалы сайта Правительства Свердловской области.