С 8 по 14 апреля в Екатеринбурге проходил Фестиваль цифрового искусства Play DigitalArt.
Свои работы на выставке молодых художников проекта представили обучающиеся центров цифрового образования «IT-куб», детского технопарка «Кванториум. Екатеринбург» и участники образовательных интенсивов медиацентра Дворца молодёжи.
Фестиваль реализуется Екатеринбургской академией современного искусства при поддержке Управления культуры Администрации Екатеринбурга.
Тема события в этом году – «О.Сознание». При создании объекта искусства нужно было отразить процесс, связанный с обнулением, возникновением чего-либо нового в обмен на отказ от старого.
Последний день фестиваля Play DigitalArt стал по-настоящему особенным. Именно 14 апреля на площадке Синара Центра зажглись юные звезды – дебютанты в цифровом искусстве.
В отдельном зале свои работы представили участники образовательных проектов Дворца молодёжи – партнера проведения фестиваля. Инсталляции, компьютерные игры, видеоарт-объекты и работы, сгенерированные в соавторстве с нейросетью, – всё это молодые художники создавали самостоятельно под чутким руководством модераторов из Екатеринбургской академии современного искусства и резидентов фестиваля.
Сразу шесть цифровых инсталляций создано в рамках мастерской «Цифровое искусство», которую организаторы Play DigitalArt провели в марте совместно с центром «IT-куб. Уралмаш». В течение трех дней обучающиеся центра с ребятами из «IT-куба. Арамиль» и технопарка «Кванториум. Екатеринбург» трудились над творческими проектами и прорабатывали кейсы по главной теме фестиваля.
– Как организаторы мастерской мы понимали, что дети раньше не занимались цифровым искусством, а оно могло бы заинтересовать их. Их задачей стало создание арт-объектов обязательно с использованием электроники, машинного зрения или виртуальной реальности (VR). Думаю, у нас получилось пробудить у ребят интерес к цифровому искусству. Они рады, что смогли показать результат своей работы на выставке, – рассказала Анна Москвичёва, модератор мастерской «Цифровое искусство».
Команда центра «IT-куб. Арамиль» представила в экспозиции проект «Навязчивые мысли» – психологическое приключение в формате VR-игры.
– Смысл нашей игры в том, что нужно выбраться из лабиринта «О.Сознание», победив свои навязчивые мысли. Мы сами придумали тему, написали экспликацию и создали модель игры. Мальчики из нашей команды создавали лабиринт, а мы с Юлией Байбориной искали интересные фразы для игры, продумывали сюжет. Больше всего нам понравилась работа в команде, а также сам процесс создания проекта, – рассказала участница команды Зарина Идиева.
Это была не единственная VR-игра на выставке. Например, игру «Смысл в мелочах» специально для фестиваля Play DigitalArt создали обучающиеся центра «IT-куб. Уралмаш». Главный ее посыл в том, что жизнь состоит из обычных вещей, которым люди зачастую не придают значения, а участник игры в виртуальной реальности из таких деталей может собрать свой «смысл».
Еще одна команда центра с помощью арт-объекта «Шаг за шагом» решила показать, как человек влияет на окружающий мир.
– Мы хотели показать, что каждый шаг человека оставляет отпечатки и не остается без последствий. Поэтому на белой пустой стене при любом движении зрителя, посетителя выставки, появлялась определенная анимация. Мы использовали веб-камеру с датчиком, ноутбук и проектор, которые во взаимодействии улавливают нужные знаки и дают такой результат, – объяснила Наталья Ратова, обучающаяся центра «IT-куб. Уралмаш».
Свои работы на выставке представили участники мастерской по генеративным нейросетям, которая прошла во Дворце молодёжи в рамках Лаборатории современной журналистики под руководством резидента Play DigitalArt, phygital-художника Славы SAF. Четыре видеоряда с разным изображением, но объединенные темой «Другое Я», были показаны на большом мультимедийном экране.
– На мастерской по генеративным нейросетям мы создали работу «Маугли и волк». Эта картина показывает силу человека и то, что он может адаптироваться к различным условиям жизни. Мне очень понравился процесс работы с нейросетью на мастерской! Было удивительно наблюдать, как что-то «неживое» помогало нам создавать изображения, которые мы соединили для нашей нейрокартины. Я рад, что узнал много нового о нейросетях и смог принять участие в фестивале, – рассказал о своей работе участник мастерской Никита Синянский.
Внимание зрителей на выставке ожидаемо привлекал видеоарт-объект от участников образовательного интенсива «Креативный декабрь» Дворца молодёжи. Он был создан в 2023 году под руководством Ксении Диодоровой, визуального антрополога и куратора, преподавателя, сооснователя Студии исследовательских художественных проектов и образовательных программ Gonzo: Research&Art. Арт-объект был посвящен феномену взросления/старения. Любой посетитель выставки мог не просто наблюдать за изображением, но и слышать голоса героев проекта.