
Как написать программы для исследования физических явлений в плазме, ускорить всё, что имеет электрический заряд, с помощью электромагнитного поля?
Девяносто обучающихся Центра цифрового образования детей «IT-куб. Солнечный» побывали в Институте электрофизики Уральского отделения Российской академии наук.
Событие состоялось в рамках фестиваля «Дни науки», который Дворец молодёжи проводит на Среднем Урале с 1 по 25 февраля.
Экскурсия в институт прошла в формате серии мастер-классов и лекций. Школьникам была предоставлена возможность углубить свои знания в различных научных областях.
Участники погрузились в увлекательный мир научных исследований. Познакомились со свойствами жидкого азота и провели захватывающие опыты с ним. Исследовали принципы построения электрических цепей и даже попробовали работать с точными научными измерительными приборами – осциллографами. Экскурсия позволила ребятам узнать о передовых научных разработках и увидеть современное оборудование.
Особый интерес у школьников вызвал эксперимент, связанный с люминесценцией различных минералов, а также знакомство с методами получения и уникальными свойствами нанопорошков.
Кроме практических занятий, программа включала увлекательные лекции. Научный сотрудник Юрий Мамонтов представил лекцию «Газовый разряд: виды и применение», на которой школьники узнали, что такое плазма и где она применяется. Научный сотрудник Василий Крутиков на лекции «Осторожно! Работает магнитный импульс!» рассказал, где можно встретить сверхсильные магнитные поля и как их использовать. Представитель Института экономики и управления Уральского федерального университета Михаил Валявин провел лекцию «Как использовать искусственный интеллект в науке и образовании». Михаил рассказал о том, как создавать промты для нейронных сетей, а также о том, как искусственный интеллект используется в науке и образовании.
О своем мастер-классе рассказал Юрий Земсков, младший научный сотрудник Института электрофизики УрО РАН:
– Наша лаборатория занимается фундаментальными исследованиями в области физики вакуумного разряда. Мы изучаем закономерности возникновения электрического тока в вакууме, рассматриваем установки, в которых он используется. Применяем жидкий азот для получения вакуума в наших экспериментальных установках. Ребятам я продемонстрировал несколько опытов с жидким азотом, которые показывают тепловое расширение и сжатие веществ при изменении температуры. Газовую подушку вокруг горячих веществ, замораживание различных жидкостей в жидком азоте.
Василий Крутиков, кандидат технических наук, научный сотрудник Лаборатории прикладной электродинамики, рассказал школьникам о сверхсильных импульсных магнитных полях, которые создают в институте:
– Приятно видеть заинтересованных в науке школьников! Важно проводить подобные экскурсии, потому что они позволяют узнать о том, что исследуют ученые, в чём состоит их работа. Побывать в научно-исследовательском институте, принять участие в простых экспериментах, «потрогать» науку своими руками, прогуляться по лабораториям и коридорам – значит лично прочувствовать атмосферу. Такие экскурсии позволяют школьникам, которые чувствуют тягу к науке, сопоставить свои ожидания с реальностью и в будущем сделать осознанный выбор направления обучения, знать заранее, куда и зачем идти, чтобы стать научным работником.


Впечатлениями поделился Роман Бушковский, обучающийся центра «IT-куб. Солнечный»:
– Мне больше всего понравилась лекция о плазме, о ней мало говорят на уроках в школе. Интересно было увидеть различные эксперименты. Институт электрофизики – это очень хороший вариант для работы в будущем, если ты увлекаешься наукой.
Мероприятие, проведенное в рамках Дня науки, сочетает практический опыт и теоретические знания. Оно способствует более глубокому пониманию представленного материала, повышает интерес школьников к науке и может стать первым шагом на пути к их будущей профессии.