
14 февраля в рамках фестиваля «Дни науки», который Дворец молодёжи проводит с 1 по 25 февраля, Центр цифрового образования «IT-куб. Верхняя Пышма» провёл для школьников экскурсию в Техническом университете УГМК в Верхней Пышме.
Участие в событии приняли 50 учащихся восьмых и одиннадцатых классов из 167-й школы Екатеринбурга, 31-й школы Среднеуральска, обучающиеся центра «IT-куб. Верхняя Пышма».
В университете ребят разделили на два потока. Для старшеклассников провели мастер-классы с учетом базы знаний, которые ребята получили в школе, и опираясь на их высокий интерес к выбору будущей профессии.
Восьмиклассники только приступили к изучению химии и физики. Поэтому темами мастер-классов стали явления, с которыми ребята часто сталкиваются в жизни, – электрический ток, механика, информационные технологии.
На кафедре энергетики прошёл мастер-класс «Философия электрического тока». Школьникам рассказали, как появилось электричество, как проводят электричество металлы, какие виды измерений электричества существуют. В частности, как измерить электрическое сопротивление проводника и человеческого тела.
Ребята играли в «шкатулку» – разгадывали загадки, собирали пазлы по теме, связанной с электричеством. А после собирали стенд с реальными выключателями, лампочками, источником питания.
– Нам важны мотивированные абитуриенты, которые умеют удивляться, задавать вопросы, хотят что-то узнавать и мечтают стать инженерами. Поэтому квесты, игры, мастер-классы, эксперименты позволяют школьникам приблизиться к реальным профессиям, которые нужны на производстве. Сегодня на предприятиях востребованы инженеры, готовые к решению нестандартных, сложных задач. Мы рассказываем о том, кто такой инженер, чем он занимается, о том, кто такие наладчики, проектировщики, конструкторы, как и для чего используется 3D-моделирование. Показываем детям, как связать физику, химию и математику, ученых и эксперименты, чтобы они смогли понять, для чего нужны все эти знания, как и где их можно применять, – рассказала кандидат технических наук, заместитель директора по высшему образованию, заведующая кафедрой энергетики Светлана Фёдорова.


По словам Светланы Владимировны, чтобы стать инженером, важно погрузиться в среду, прочувствовать атмосферу сообщества. Много читать, в частности об учёных и исследованиях, приходить в университет, общаться с педагогами, студентами, даже целыми семьями и лучше неоднократно.
На кафедре информационных технологий студенты первого курса провели мастер-класс для восьмиклассников. В ходе мероприятия школьники познакомились с такими востребованными направлениями в области ИТ, как системное администрирование, разработка прикладных решений на базе технологической платформы 1С, open source разработка и бизнес-анализ. Выпускники кафедры могут найти применение в любой из этих областей.
На мастер-классе школьники учились создавать игру на игровом движке Unity. Они работали с заготовкой игры, которая включала несколько сцен. Школьники добавляли объекты и логику, чтобы в итоге получить готовый продукт, в который можно играть.
– У каждого нашего студента уже на первом курсе появляется куратор от компании. Это его будущий коллега или руководитель, который будет помогать в обучении и направлять. Ребята выполняют задачи, необходимые компании, и уже после успешного завершения первого курса у них появляется возможность не только отлично учиться, но и официально трудоустроиться в компанию на определенную долю ставки, чтобы совмещать учебу с практической деятельностью по своей специальности, — рассказал Сергей Горбатов, заведующий кафедрой информационных технологий.
На кафедре механики школьникам рассказали о профессии инженера-механика. Провели краткий экскурс в теоретическую механику – о движении тел на примере конструктора. Затем предоставили возможность разобрать насос на стенде, извлечь из него деталь, сделать её геометрические измерения, а после спроектировать эту деталь в программе КОМПАС 3D.
– Профессия механика – одна из самых важных на производстве. К ней могут проявить интерес дети, которым важно, знать как устроены детали и механизмы и как они работают. Тем, кто пробует сам отремонтировать, например, сломавшийся велосипед, кто стремится разобраться в инструментах, научиться ими пользоваться, кто любит что-то конструировать и изобретать. Для этой профессии важно позитивное мышление и стремление созидать, – подчеркнул Алексей Пашко, заведующий кафедрой механики.
Для одиннадцатиклассников провели мастер-класс «Креативные технологии», основанный на одном из направлений университетских курсов по теории и практике решения изобретательских задач. Мастер-класс был направлен на развитие инженерного мышления.
Ещё один мастер-класс прошёл по теме «Роботы в современном производстве», где рассказали о подготовки специалистов в области автоматизации технологических процессов и особенностях изучения уровней АСУТП начиная от полевого уровня и заканчивая ERP-системами.
На мастер-классе «Про медь» подростки с помощью микроскопа изучали структуру руды и медных сплавов. В лаборатории ребятам показали исходную руду (перрит, халькоперрит), способы обогащения (дробление, измельчение и флотация), а также медь от черновой до катодной. Кроме того, ребята изучали структуру руды и сплавов на основе меди (латунь), медного порошка и катодной меди в микроскопе.
– Чтобы понять, куда поступать, нужно побывать в вузах вместе с родителями, увидеть материально-техническую базу, получить возможность прикоснуться к оборудованию, сделать что-то своими руками, пообщаться с заведующими кафедр, преподавателями и студентами, задать интересующие вопросы. Этому способствуют дни открытых дверей и специально организованные экскурсии. Сегодня многие ребята задавали вопросы о поступлении, интересовались целевым обучением в нашем университете, – рассказала Татьяна Калимулина, заместитель ответственного секретаря приемной комиссии.
Семён Медведев, 8 класс школы № 167:
– Мне очень понравилась экскурсия. Было интересно посмотреть вуз, оборудование, понравилось, что мастер-классы вели студенты университета, и сам он красивый и современный. Мне нравится читать о различных изобретениях, механизмах. У меня много конструкторов, я постоянно что-то собираю. Порадовало, что на мастер-классах мы могли сами прикоснуться к оборудованию, посмотреть, как оно работает, много узнали о различных профессиях, востребованных на производстве.