
Подведены итоги десятого, юбилейного конкурса на соискание премий Губернатора Свердловской области для педагогов дополнительного образования, реализующих программы технической направленности.
Победителем признан Рашид Вахитов, педагог Центра цифрового образования детей «IT-куб. Верхняя Пышма», структурного подразделения Дворца молодёжи.
Организаторы мероприятия – Региональный модельный центр Дворца молодёжи и Министерство образования Свердловской области.
Цель конкурса – повышение престижа профессии педагога дополнительного образования и развитие творческой инициативы наставников будущих инженеров, программистов и изобретателей.
В 2025 году участниками конкурса стали 64 педагога дополнительного образования из 55 образовательных организаций 36 муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.
По итогам первого заочного этапа «Портфолио участника конкурса» и второго очного этапа «Учебное занятие» в финал вышли 10 педагогов из разных муниципалитетов Свердловской области. Заключительный, третий этап состоялся на площадке Дворца технического творчества в Верхней Пышме. Каждый из финалистов демонстрировал «Мастер-класс для педагогов дополнительного образования». В нём участвовали преподаватели, реализующие дополнительные программы технической направленности.
Рашид Вахитов работает в системе дополнительного образования с 2016 года, в текущем учебном году ведёт такие направления, как: «Основы шахматной грамотности», «Основы алгоритмики и логики» и «Основы программирования».
На втором этапе конкурса он провёл учебное занятие на тему «Тайна компьютерного зрения: Pictoblox как инструмент распознавания лиц и жестов нейросетью». По словам педагога, выбор темы обусловлен её актуальностью: технологии компьютерного зрения повсюду, и даже базовое понимание их работы становится частью цифровой грамотности. Уникальность занятия в том, что оно объединяет нейросети, эмоциональный интеллект и блочное программирование в среде Pictoblox, делая сложные технологии доступными даже для младших школьников.
На заключительном этапе, педагог представил мастер-класс «Код-полёт: собери программу для квадрокоптера» – продемонстрировал авторский подход вовлечения обучающихся в блочное программирование через решение практико-ориентированных задач.
– Мой педагогический принцип – пробовать новое: сегодня шахматы, завтра алгоритмика, а послезавтра – квадрокоптеры. Главное, чтобы на занятиях было интересно! – отмечает Рашид Мулланурович.
По рейтингу двух очных этапов конкурса Рашид Вахитов стал победителем и получит премию в размере 180 тысяч рублей.
Второе место (140 тыс. рублей) присуждено Никите Шигаеву, преподавателю детского технопарка «Кванториум» (ГАНОУ СО «Дворец молодёжи»). Педагогический стаж Никиты – 3 года и 4 месяца. Он окончил магистратуру УрФУ по направлению «Автоматизация технологических процессов и производств». В технопарке «Кванториум» он обучает детей проектированию в САПР, работе на лазерных и фрезерных станках, 3D-печати и созданию инженерных устройств.
На заключительном этапе конкурса Никита представил мастер-класс «Создание механизма», в котором раскрыл свою методику формирования проектного мышления. На втором этапе он провёл занятие по теме шестерёнок – фундаментальной для инженерии и машиностроения.
– Современный педагог должен уметь адаптироваться к новым технологиям и трендам. Нужно быть в курсе того, что происходит в мире подростков, – хотя бы на базовом уровне. Это помогает находить общий язык с учениками, – уверен Никита Шигаев.
Команда его обучающихся этой осенью представила робота «Тюлень» на чемпионате по спортивным боям роботов (категория до 1,5 кг) в музее «АТОМ» на ВДНХ в рамках фестиваля МФТИ FestTech 2025 и завоевала специальный приз «Краш года».
Третье место (110 тыс. рублей) заняла Наталия Глухих из МАУ ДО Байкальского детско-юношеского центра «Созвездие». Она провела мастер-класс на тему «Секретный ингредиент: рецепт занятий, которые запоминаются».
Ещё семь финалистов конкурса получат премии в размере 60 тысяч рублей и статус лауреатов.



– Вы уже стали частью важной истории – выступаете на юбилейном, десятом конкурсе. Это не просто состязание профессионалов, а мощный импульс для повышения престижа всей профессии, – подчеркнул Сергей Карсканов, начальник отдела воспитательной работы, оздоровления и дополнительного образования детей Министерства образования Свердловской области.
Юлия Маевская, заместитель директора Дворца молодёжи, прокомментировала:
– Даже самая передовая техническая база не даст результата без увлечённых, компетентных наставников. Сегодня в профессию приходит новое поколение педагогов – молодых, инициативных, с горящими глазами. Это лучшее подтверждение того, что уральская инженерная школа движется в правильном направлении.
Председатель жюри конкурса, доктор педагогических наук, профессор Сергей Новосёлов высоко оценил представленные работы:
– Меня непросто удивить, но иногда это удавалось педагогам с узкой специализацией, которые предлагали по-настоящему нестандартные решения. Лучшие идеи, рожденные здесь, становятся достоянием всего педагогического сообщества региона.
Он дал участникам рекомендации, как добиться яркости и оставаться в центре профессионального внимания:
– Как участникам добиться того, чтобы их запомнили, чтобы они привлекали внимание и вдохновляли других? Думаю, для этого они сами должны стать изобретателями и исследователями – не бояться самостоятельно искать что-то новое. И очень важно находить дополнительные формы обмена опытом помимо этого конкурса: чаще участвовать в технических соревнованиях, общаться друг с другом, следить за развитием сферы, замечать все новинки. И, конечно, обязательно повышать свою педагогическую квалификацию, – посоветовал конкурсантам Сергей Новосёлов.
С 2015 года участниками конкурса стали 517 педагогов дополнительного образования, а победителями, призёрами и лауреатами – 110 участников конкурса со всех уголков Свердловской области.
Поздравляем, гордимся! Желаем новых достижений.









