«ПРОФкампус»: вклад в будущее

Создание условий для профориентации обучающихся – одно из ведущих направлений деятельности Дворца молодёжи. Стремление отвечать вызовам современности предполагает непрерывное совершенствование в этом направлении.

Расширению перспектив профессионального развития детей и подростков способствует современное бесшовное образование, интегрирующее среднее профессиональное, дополнительное и общее образование, подключение к этому процессу партнёров из реального сектора экономики.

Проведение совместных мероприятий с предприятиями-партнёрами, корректировка образовательных программ в соответствии с потребностями потенциальных работодателей позволяют создать условия, в которых ребёнок при переходе на более высокую ступень образования осознает, в каком направлении хочет двигаться дальше.

Формированию у детей компетенций, которые обязательно пригодятся в будущем, подготовке их к возникающим изменениям в той или иной сфере способствует и междисциплинарный подход. Он делает образование практико-ориентированным, тесно связанным с потребностями страны и рынка труда.

сивкова

Итогом работы Дворца молодёжи и его подразделений в данном направлении становятся новые методики, образовательные программы и проекты. Одним из таких перспективных проектов в направлении профориентации обучающихся станет «ПРОФкампус» – образовательный проект Дворца технического творчества.

Об особенностях и перспективах проекта мы поговорили с его автором – начальником Дворца технического творчества Мариной Васильевной Сивковой.

Марина Васильевна Сивкова стала руководителем Дворца технического творчества, структурного подразделения Дворца молодёжи, в 2024 году. Окончила Глазовский государственный педагогический университет им. В. Г. Короленко по специальности «учитель истории и обществознания». Всю свою деятельность посвятила реализации проектов в сфере образования. Среди достижений Марины Васильевны – победы в корпоративном конкурсе «Лидер инноваций в образовании ОАО «РЖД» и всероссийском конкурсе «От учителя к учёному». Она удостоена звания «Лучший организатор технического творчества на железнодорожном транспорте». Марина Сивкова – автор профориентационных форматов «Инженерный дайвинг», «Кампус РОСТА» для компании ОАО «РЖД».

– Расскажите, как появилась идея «ПРОФкампуса», почему этот проект актуален сегодня?

– Идея проекта возникла в ответ на требования времени. Согласно Указу президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036» в профориентации должно быть задействовано 100% обучающихся. Сегодня система образования должна развивать и воспитывать ребёнка в рамках конкретной отрасли, предприятия, профессии, тем самым показывать его значимость в конкретном регионе и населённом пункте. Образование должно гибко и своевременно отвечать на запросы государства и общества.

– В чём его основные задачи и смыслы проекта?

– Цель «ПРОФкампуса» – создание практико-ориентированного пространства для комплексной профориентации школьников на рабочие, инженерные и творческие специальности. В пространстве «ПРОФкампуса» каждому ребёнку будет предоставлена возможность на практике смоделировать собственный трек в отрасли, профессии и на предприятии. Овладев компетенциями смежных рабочих специальностей как в вертикальной плоскости – от рабочего до начальника, так и в горизонтальной, ребёнок становится в будущем универсальным специалистом, востребованным на рынке труда.

– Как и когда планируется начать реализацию проекта?

– Запуск проекта запланирован на сентябрь 2025-го в рамках двух кластеров: индустриального и социально-креативного. Каждый из них будет делиться на образовательные траектории – программы-трансформеры из вариативных модулей. Базовые модули направлены на развитие гибких навыков, а вариативные – на решение конкретной задачи, соответствующей специальности или производственной операции, необходимой для выполнения определённой функции.

– Расскажите об этих кластерах.
– Индустриальный направлен на взаимодействие организаций и предприятий с целью развития у подростков инженерно-технического мышления. Траектория работы выстраивается от традиционного знакомства с профессиями до решения реальных производственных задач. Социально-креативный кластер – совершенствование творческого мышления подрастающего поколения, популяризация профессий и направлений подготовки в сфере креативных индустрий – от простого знакомства с ними до создания творческого продукта.
– Кто сможет принять участие в проекте?
– Программа «ПРОФкампуса» рассчитана на школьников с 13 лет. Считаю, что с этого возраста можно осознанно заниматься профориентацией и мотивацией. В 2025-м в проект зайдут 200 школьников, более 10 педагогов дополнительного образования и 10 наставников с производства. Выстраивание системы индустриального наставничества позволит специалистам эффективно передавать знания, практические навыки и опыт школьникам. Поможет обучающимся понимать производственные процессы и работу в компаниях реального сектора экономики, повысит их мотивацию к выбору профессий.
– Где будет реализован проект?
– Городской округ Верхняя Пышма – уникальная, сравнительно небольшая территория, где представлены все уровни образования, и главное – есть градообразующее предприятие, которое выступает основным заказчиком кадров. Любой проект необходимо апробировать, поэтому пилотный запуск проекта запланирован в Верхней Пышме на базе Дворца технического творчества. Поскольку методология «ПРОФкампуса» универсальна, то в рамках масштабирования проект может подстроиться под любую территорию, отрасль, предприятие.
– Такой важный проект не может быть реализован без партнёров. Кто его поддержит?
– Партнёрами проекта могут стать градообразующее предприятие Городского округа Верхняя Пышма, Фабрика здорового питания, ЧУК «Универсальный гастрольный театр», Музей военной техники, информационно-культурный центр «Книги, кофе и другие измерения», Технический университет, техникум «Юность». Программа проекта предусматривает экскурсии, профессиональные пробы, изучение производственных процессов, выполнение реальных заказов, работу с профильными проектами. Наставники с предприятий-партнёров станут прекрасными посредниками между профессиональной средой и школьниками. Уже сегодня ведётся совместная разработка программы повышения квалификации – «Индустриальное наставничество».
– На какой период рассчитан проект и какие ожидаются результаты?
– «ПРОФкампус» – это модель «взращивания» будущих кадров. Поэтому о полноценных результатах можно будет говорить после завершения 3-годичной программы в 2028 году, при условии, что на входе учащиеся 7 класса. Если в 2025 году придут выпускники 9 и 11 классов, то первые результаты можно будет оценить уже в следующем году. Среди результатов, которых мы планируем достичь – рост числа детей, поступающих в профильные учебные заведения, пополнение кадрового резерва квалифицированными сотрудниками с осознанным выбором профессии.
Важно и создание положительного имиджа отрасли, рабочих профессий, предприятия. Реализация проекта позволит повысить авторитет компаний среди молодых специалистов, привлекательность социальной среды для жизни и работы в конкретном населённом пункте и снизить отток квалифицированных кадров из отечественной промышленности.
Дворец технического творчества участвует с проектом «ПРОФкампус» во Всероссийском конкурсе гражданских инициатив в номинации «Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения».
Сейчас в конкурсе – этап народного голосования, которое завершится 28 января. Поддержать проект можно на сайте конкурса.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x