
На двухдневной школе проектных замыслов «Апгрейд» школьники из разных городов Свердловской области учились превращать идеи в реальные проекты – через командную работу, практику и нестандартные задания.
12–13 декабря в Детском технопарке «Кванториум» Дворца молодёжи в Губернаторском лицее проходила школа проектных замыслов «Апгрейд».
Событие объединило 60 школьников из различных образовательных организаций Свердловской области и стало площадкой для их погружения в основы проектной деятельности.
Ключевая метафора школы – постройка Вавилонской башни. Этот образ подчеркнул важность командной работы и взаимопонимания. Любой крупный замысел требует общего языка, согласованных действий и чёткого распределения ролей: если участники действуют разрозненно, конструкция не складывается.
Именно поэтому Вавилонская башня стала символом всего мероприятия и помогла участникам осмыслить, как из разных идей и точек зрения собрать единый проект.
Как отметил руководитель школы проектных замыслов «Апгрейд», заместитель начальника технопарка по проектной деятельности Даниил Аверин, программа была ориентирована прежде всего на практику:
– Школа проектных замыслов «Апгрейд» – это образовательная программа, в рамках которой мы знакомим ребят с проектной деятельностью и через теорию, и через практику. Шаг за шагом мы прорабатываем проектные замыслы. Участники работают в командах, активно общаются, практикуются в публичных выступлениях и осваивают логику проектной деятельности от идеи до воплощения. Основное внимание мы уделяем этапам инициации и планирования, а дальнейшие стадии – разработка, мониторинг, тестирование и завершение проекта – зависят от инициативы самих ребят, если они решат продолжить реализацию своих проектов.


В рамках школы участники проработали шесть проектных замыслов в разных областях. Направления были сформированы заранее – на основе опроса школьников о том, какие проблемы окружающей среды и общества волнуют их больше всего.
В результате были определены темы: экология, инфраструктура и благоустройство, образование и школа, социальная сфера и поведение людей, досуг и развитие территорий.
Модератор школы, заместитель начальника по проектной деятельности детского технопарка «Кванториум. Первоуральск» Артур Хасбиуллин подчеркнул, что одной из ключевых задач команды организаторов было сопровождение групп на всех этапах работы:
– Наша задача – направлять и координировать работу команд, помогать ребятам сохранять фокус и понимать контекст происходящего. Цель мероприятия – погрузить участников в полный цикл проектной деятельности: от формулирования проблемы до поиска и генерации решений.
В первый день школы ребята познакомились, сформировали команды и приступили к разработке идей. Для общего понимания структуры проектной работы была проведена лекция «Проекты от А до Я» от Резеды Рыбалко, во время которой она рассказала о реализуемых проектах и ключевых этапах их подготовки. Также участники сыграли в настольную игру – адаптированную версию «В смысле», которая помогла в игровой форме определить возможные решения для конкретных проблем.
Второй день начался с командной работы по построению Ханойской башни. Участники получили конструктор и индивидуальное задание. На выполнение отводилось 15 минут. При этом ребята работали молча и не показывали карточки с условиями другим участникам. Упражнение стало наглядной иллюстрацией того, насколько важны планирование, распределение задач и понимание общей стратегии.
Программа продолжилась мастер-классами по планированию, которые провели Артём Райзинг и Гульжана Горошникова. Прошло занятие по командной работе, которое провели Даниил Аверин и Александра Савина.
На занятии участники анализировали командные роли и особенности взаимодействия:
– Мы разбирали, какие роли бывают в команде, как люди взаимодействуют друг с другом и почему в разных ситуациях мы проявляем себя по-разному. Даже если ты лидер в одной команде, в другой – своё место нужно заново выстраивать. Ребятам было интересно осознать, что каждый из нас многогранен. С помощью теста Белбина многим удалось подтвердить свои сильные стороны, – рассказала Александра Савина.
По итогам школы участники смогли проработать проекты на этапах инициации и планирования.
Впечатлениями поделилась Злата Николаева, участница команды по направлению «Экология». Ребята работали над созданием системы поощрения в виде баллов или материальной помощи через NFC-модули:
– Я пришла сюда за новыми знакомствами и навыками и хотела посмотреть, как изменилось мероприятие по сравнению с прошлым годом. Все ожидания оправдались – у нас сложилась отличная команда. Мы работали над экологическим проектом и искали способы информирования людей о проблемах загрязнения окружающей среды.
Участниками школы стали обучающиеся детского технопарка «Кванториум. Первоуральск». Артём Соломин отметил практическую ценность программы:
– Я хотел прокачать свою проектную грамотность и лучше разобраться в этом направлении. Здесь я научился формулировать идеи и правильно задавать вопросы по проекту. Больше всего мне запомнилась Ханойская башня. Наша команда работала над темой «Социальная сфера и поведение людей» – мы разрабатывали идею социального ролика о взаимопонимании между поколениями.
Школа проектных замыслов «Апгрейд» стала для участников шагом к более осознанной работе с инициативами: от выявления проблемы до планирования решений и презентации результатов.











