Стать инженером

Приёмная кампания в самом разгаре. Согласно последним данным, число обучающихся по программам дополнительного образования технической направленности во Дворце молодёжи растет.

Так, в 2022/23 учебном году это направление осваивали более 5000 обучающихся, а в 2023/2024 – уже более 8000. Реализуют эти программы в детских технопарках «Кванториум» и центрах цифрового образования «IT-куб».

овчинникова

Обучение в технопарках направлено на формирование инженерных навыков, изобретательского мышления, проектную деятельность и знакомство с перспективными профессиями.

О том, почему профессия инженера становится всё более популярной и как , мы поговорили с директором Уральской передовой инженерной школы (УПИШ) Уральского федерального университета Валентиной Андреевной Овчинниковой.

Напомним, УПИШ УРФУ – один из научных партнёров Дворца молодёжи, активно участвующий в мероприятиях Дворца молодёжи. Вместе с  УПИШ реализуются совместные образовательные программы, предоставляются стажировки для обучающихся, представители инженерной школы выступают экспертами на конкурсах и хактонах, предоставляют кейсы для разработок обучающихся.

– Валентина Андреевна, Свердловская область всегда была промышленным регионом, почему именно сейчас возник дефицит инженеров?

– Дефицит инженеров был всегда. Не нужно путать инженера по должности и инженера, занимающегося инженерной деятельностью. Людей, занимающихся созданием чего-то нового всегда было мало. В нашем регионе очень развиты промышленные предприятия, которые за последние 2 года активно начали осваивать выпуск новой продукции, в соответствии с этим потребовалось большое количество инженерных квалифицированных кадров. И мы вынуждены потреблять кадры не только с внутреннего регионального рынка, но и из других регионов. Стоит добавить, что на сегодняшний день есть огромный спрос на технологии. Технологии, которые ранее можно было покупать, сейчас нужно воспроизводить самим. Тем самым мы решаем две задачи: увеличилась нагрузка на предприятия по выпуску новой продукции, нужно восполнять рынок, создавая технологии, которые можно быстро вывести (то самое импортозамещение).

– Инженером рождаются или становятся?

– Конечно, становятся, но это очень долгий процесс. Стать инженером, который создает что-то новое, – на это потребуется не год, не два и не три. И даже за период обучения на бакалавриате можно стать только инженером-эксплуатационщиком, который понимает технику, как она устроена и может её эксплуатировать. Если мы хотим подготовить инженера-создателя или инженера-разработчика, на которого в принципе ориентирована наша Уральская передовая инженерная школа УрФУ, то это период шести, а лучше восьми лет. Но здесь важно понимать, если у вас нет технического склада ума, если вам не нравится физика и математика, если вас не завораживают строчки кода, то будет сложнее. Если человек не рождается с внутренним инженерным чутьем, то он может стать хорошим эксплуатационщиком, но мало кто из них может стать создателем.

– Инженером рождаются или становятся?

– Конечно, становятся, но это очень долгий процесс. Стать инженером, который создает что-то новое, – на это потребуется не год, не два и не три. И даже за период обучения на бакалавриате можно стать только инженером-эксплуатационщиком, который понимает технику, как она устроена и может её эксплуатировать. Если мы хотим подготовить инженера-создателя или инженера-разработчика, на которого в принципе ориентирована наша Уральская передовая инженерная школа УрФУ, то это период шести, а лучше восьми лет. Но здесь важно понимать, если у вас нет технического склада ума, если вам не нравится физика и математика, если вас не завораживают строчки кода, то будет сложнее. Если человек не рождается с внутренним инженерным чутьем, то он может стать хорошим эксплуатационщиком, но мало кто из них может стать создателем.

– Как понять, что у ребёнка есть склонности к инженерным профессиям?

– Склонность что-то собирать/разбирать руками. То есть очень важно, чтобы была развита мелкая моторика. Для инженерного склада ума характерно желание понять, как устроено устройство внутри. Ребёнку должно быть безумно интересно поковыряться и разобрать какую-нибудь штуковину/игрушку/машинку. Поддерживайте его в этом, а не ругайте, чтобы не отбить желание в самом начале. Второе, на что стоит обратить внимание, – это усидчивость. У него может не получаться что-то с первого раза, но он готов повторять и пробовать до тех пор, пока не получится. В таком случае из него выйдет хороший инженер.

– Есть ли смысл начинать готовить инженеров с детского сада?

– Конечно. Для этого ребенку необходимо дать «инструменты», которые будут развивать внутреннее инженерное чутьё. А второе, но не менее важное – это популяризировать инженерную деятельность, рассказывать, что инженер – это хорошо. Поэтому будет правильно, если мы в детском саду будем складывать эти две составляющие. Креативное мышление у детей начинает развиваться в среднем в возрасте десяти лет. Если к этому времени у них сформируется стереотип, что быть инженером – это хороший профессиональный рост, то нам будет гораздо проще наложить на это инженерное мышление. Поэтому с раннего возраста нужно рассказывать о базовых физических процессах, о том, как устроен наш мир: «А почему лампочка светит? А почему машинка едет?» Рассказывать об этом не как о волшебстве, а что это инженерное решение, созданное человеком.

– Как увидеть будущего инженера в школе?

– Верните базовые уроки технологии в правильном формате, и вы сразу их увидите. И на первых практических занятиях по физике, когда школьники должны сами сделать выводы о каком-либо процессе. Потому что инженер – это человек, который через физические процессы понимает устройство мира.

– Какие качества нужно развивать у детей, чтобы они выбрали инженерные профессии?

– Создавайте правильную среду вокруг ребенка, чтобы он имел возможность выбирать. Очень важно сформировать понимание профессии инженера и инженерной деятельности. Можно быть разработчиком, проектировщиком, даже айтишником, то есть человеком, создающим новый продукт.

– Назовите главные качества инженера – личные и профессиональные?

– Однозначно, это работа в команде, потому что невозможно создавать большие решения в одного. И за Королёвым стояла команда. И все ведущие инженеры – это люди, которые могут объединять единомышленников и создавать. Люди, которые не боятся преград. Никогда не получится с первого раза, всегда будет получаться со второго, третьего или даже с десятого. Упорство и доведение до результата в виде целевой функции. А профессиональные качества (если смотреть на уровне школы): очень важно знать и понимать физику и математику, то есть смотреть на любой объект, как на воплощение физического мира. Все остальные инструменты мы дадим в процессе обучения в университете.

– Как вы считаете, как можно побороть стереотип о том, что у инженеров невысокие зарплаты, слишком сложная и тяжёлая работа не в самых привлекательных с точки зрения комфорта условиях?

– Это вообще стереотип из прошлого. Сейчас мы боремся с этим стереотипом одним способом: приводим родителей вместе с детьми на предприятие и показываем, что такое современное производство. Оно колоссально отличается от того, что было раньше. Инженер-разработчик, который сидит в уютном кабинете за компьютером, решая задачу. А какие условия ещё нужны? Давайте посмотрим современный уровень зарплат: по сравнению с бухгалтерами, экономистами и юристами у инженерного сектора гораздо выше. Если сравнить IT-специалиста и классического инженера, которого чаще всего стереотипно представляют, то даже здесь сейчас сопоставимые уровни зарплат. Посмотрите текущие вакансии на hh и увидите, что зарплата инженера-конструктора первой категории будет соизмерима айтишникам.

– Что необходимо сделать, чтобы дети выбирали физику, информатику, химию и профильную математику в качестве экзаменов?

– Надо прививать любовь к этим предметам через практическую и проектную деятельность. Очень важно, чтобы дети могли своими руками «на ощупь» понять, как устроен наш мир. На самом деле, для проведения опытов и экспериментов не всегда нужны супер лаборатории. Например, для изучения трения достаточно штатива, тряпки, бумажной салфетки и линейки, ребята испытывают разные поверхности и рассчитывают, сколько в реальности можно проехать.

– Какие инженерные специальности сегодня предлагает Ваш университет?

– На сегодняшний день университет предлагает весь спектр инженерных специальностей. Да, у нас нет, например, кораблестроения или авиастроения, но есть смежные специальности, со знаниями которых ты можешь прийти в любую подходящую для тебя отрасль.

– Почему УПИШ стала отдельным направлением, на которое вы набираете студентов?

– Есть классические подходы к инженерному образованию, а есть то, что сейчас требует современная действительность – соединение и междисциплинарность. Мы соединяем классические инженерные науки и цифровизацию, причем, как в классическом IT-направлении, так и в части сквозных цифровых технологий. УПИШ как раз делает уклон на цифровизацию отраслей. Мы делаем образовательные программы на стыке наук и задали новые принципы их построения. И это невозможно реализовать во всем университете по масштабу, по уровню сложности. Мы стали таким «бутиковым» институтом, практически индивидуальной подготовки. Все-таки, мы институт, который готовит разработчиков, мы не готовим эксплуатационщиков. Учиться у нас сложно и даже тяжело, но чем сложнее, тем интереснее.

– Какие перспективы у современных выпускников инженерных специальностей в регионе?

– Перед нашими выпускниками открыты все двери! И не только в нашем регионе.

– Существует ли процедура их трудоустройства?

– Из-за того, что сейчас нехватка инженеров, причем, нехватка качественных инженеров – предприятия за ними приходят уже в университет. И чем раньше они придут (начиная с младших курсов), тем больше и качественнее будут будущие сотрудники. Поэтому сейчас именно в отношении инженеров происходит инверсная ситуация и многие студенты уже на выходе имеют офферы.

– Есть ли примеры знаменитых инженеров-современников, о которых можно рассказывать детям? Как измеряется успех в инженерной профессии?

– Успех у инженеров измеряется очень легко – сколько изделий, к которым ты приложил руку летает/ездит или любой жизнью живет на рынке, и какой отзыв о них ты получаешь от потребителей.

Для меня самый крутой изобретатель – Михаил Леонтьевич Миль, который разработал вертолет. Его разработки очень долгое время не принимало ни правительство, ни государство. Несмотря на все тяготы, он все равно продолжал заниматься своим делом. У него было очень много крушений, у него было очень много неудач, ведь нельзя просто взять и сделать с первого раза такое сложное изобретение, как вертолет. Он потратил на это очень много времени и все-таки добился того, чтобы создать один из лучших вертолетов в мире! Для меня Михаил Миль именно тот инженер, которым нужно вдохновляться. Очень рекомендую подросткам старше 12 лет посмотреть фильм «Небо измеряется милями».

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x