Приёмная кампания в самом разгаре. Согласно последним данным, число обучающихся по программам дополнительного образования технической направленности во Дворце молодёжи растет.
Так, в 2022/23 учебном году это направление осваивали более 5000 обучающихся, а в 2023/2024 – уже более 8000. Реализуют эти программы в детских технопарках «Кванториум» и центрах цифрового образования «IT-куб».
Обучение в технопарках направлено на формирование инженерных навыков, изобретательского мышления, проектную деятельность и знакомство с перспективными профессиями.
О том, почему профессия инженера становится всё более популярной, мы поговорили с директором Уральской передовой инженерной школы (УПИШ) Уральского федерального университета Валентиной Андреевной Овчинниковой.
Напомним, УПИШ УрФУ – один из научных партнёров, активно участвующий в мероприятиях Дворца молодёжи. Вместе с УПИШ реализуются совместные образовательные программы, стажировки для обучающихся. Представители инженерной школы выступают экспертами на конкурсах и хакатонах, предоставляют кейсы для разработок обучающихся.
– Валентина Андреевна, Свердловская область всегда была промышленным регионом, почему именно сейчас возник дефицит инженеров?
– Дефицит инженеров был всегда. Не нужно путать инженера по должности и инженера, занимающегося инженерной деятельностью. Людей, занимающихся созданием чего-то нового, всегда было мало. В нашем регионе очень развиты промышленные предприятия, которые за последние 2 года активно начали осваивать выпуск новой продукции. В соответствии с этим потребовалось большое количество инженерных квалифицированных кадров. И мы вынуждены потреблять кадры не только с внутреннего регионального рынка, но и из других регионов. Стоит добавить, что на сегодня есть огромный спрос на технологии. Технологии, которые ранее можно было покупать, сейчас нужно воспроизводить самим. Тем самым мы решаем две задачи: увеличилась нагрузка на предприятия по выпуску новой продукции, нужно восполнять рынок, создавая технологии, которые можно быстро вывести (то самое импортозамещение).
– Инженерами рождаются или становятся?
– Конечно, становятся, но это очень долгий процесс. Стать инженером, который создает что-то новое, – на это потребуется не год, не два и не три. И даже за период обучения на бакалавриате можно стать только инженером-эксплуатационщиком, который понимает технику, как она устроена и может её эксплуатировать. Если мы хотим подготовить инженера-создателя или инженера-разработчика, на которого в принципе ориентирована наша Уральская передовая инженерная школа УрФУ, то это период шести, а лучше восьми лет. Но здесь важно понимать: если у вас нет технического склада ума, вам не нравится физика и математика, не завораживают строчки кода, то будет сложнее. Если человек не рождается с внутренним инженерным чутьем, то он может стать хорошим эксплуатационщиком. Мало кто из таких может стать создателем.
– Как понять, что у ребёнка есть склонности к инженерным профессиям?
– Склонность что-то собирать/разбирать руками. То есть очень важно, чтобы была развита мелкая моторика. Для инженерного склада ума характерно желание понять, как устроен механизм внутри. Ребёнку должно быть безумно интересно поковыряться и разобрать какую-нибудь штуковину/игрушку/машинку. Поддерживайте его в этом, а не ругайте, чтобы не отбить желание в самом начале. Второе, на что стоит обратить внимание, – это усидчивость. У него может не получаться что-то с первого раза, но он готов повторять и пробовать до тех пор, пока не получится. В таком случае из него выйдет хороший инженер.
– Есть ли смысл начинать готовить инженеров с детского сада?
– Конечно. Для этого ребенку необходимо дать «инструменты», которые будут развивать внутреннее инженерное чутьё. А второе, но не менее важное – это популяризировать инженерную деятельность, рассказывать, что инженер – это хорошо. Поэтому будет правильно, если мы в детском саду будем складывать эти две составляющие. Креативное мышление у детей начинает развиваться в среднем в возрасте десяти лет. Если к этому времени у них сформируется стереотип, что быть инженером – это хороший профессиональный рост, то нам будет гораздо проще наложить на это инженерное мышление. Поэтому с раннего возраста нужно рассказывать о базовых физических процессах, о том, как устроен наш мир: «А почему лампочка светит? А почему машинка едет?» Рассказывать об этом не как о волшебстве, а что это инженерное решение, созданное человеком.
– Как увидеть будущего инженера в школе?
– Верните базовые уроки технологии в правильном формате, и вы сразу их увидите. И на первых практических занятиях по физике, когда школьники должны сами сделать выводы о каком-либо процессе. Потому что инженер – это человек, который через физические процессы понимает устройство мира.
– Какие качества нужно развивать у детей, чтобы они выбрали инженерные профессии?
– Создавайте правильную среду вокруг ребенка, чтобы он имел возможность выбирать. Очень важно сформировать понимание профессии инженера и инженерной деятельности. Можно быть разработчиком, проектировщиком, даже айтишником, то есть человеком, создающим новый продукт.
– Назовите главные качества инженера – личные и профессиональные?
– Однозначно, это работа в команде, Невозможно создавать большие решения в одиночку. За Королёвым стояла команда. И все ведущие инженеры – это люди, которые могут объединять единомышленников и создавать. Люди, которые не боятся преград. Никогда не получится с первого раза, всегда будет получаться со второго, третьего или даже с десятого. Упорство и доведение до результата в виде целевой функции. А профессиональные качества (если смотреть на уровне школы): очень важно знать и понимать физику и математику, то есть смотреть на любой объект, как на воплощение физического мира. Все остальные инструменты мы дадим в процессе обучения в университете.
– Как вы считаете, как можно побороть стереотип о том, что у инженеров невысокие зарплаты, слишком сложная и тяжёлая работа не в самых привлекательных с точки зрения комфорта условиях?
– Это вообще стереотип из прошлого. Сейчас мы боремся с этим стереотипом одним способом: приводим родителей вместе с детьми на предприятие и показываем, что такое современное производство. Оно колоссально отличается от того, что было раньше. Инженер-разработчик, который сидит в уютном кабинете за компьютером, решая задачу. А какие условия ещё нужны? Давайте посмотрим современный уровень зарплат: по сравнению с бухгалтерами, экономистами и юристами у инженерного сектора он гораздо выше. Если сравнить IT-специалиста и классического инженера, которого чаще всего стереотипно представляют, то даже здесь сейчас сопоставимые уровни зарплат. Посмотрите текущие вакансии на hh и увидите, что у инженера-конструктора первой категории зарплата, соизмеримая с айтишниками.
– Что необходимо сделать, чтобы дети выбирали физику, информатику, химию и профильную математику в качестве экзаменов?
– Надо прививать любовь к этим предметам через практическую и проектную деятельность. Очень важно, чтобы дети могли своими руками, «на ощупь» понять, как устроен наш мир. На самом деле, для проведения опытов и экспериментов не всегда нужны суперлаборатории. Например, для изучения трения достаточно штатива, тряпки, бумажной салфетки и линейки, ребята испытывают разные поверхности и рассчитывают, сколько в реальности можно проехать.
– Какие инженерные специальности сегодня предлагает университет?
– Наш университет предлагает весь спектр инженерных специальностей. Да, у нас нет, например, кораблестроения или авиастроения, но есть смежные специальности, со знаниями которых можно прийти в любую подходящую для себя отрасль.
– Почему УПИШ стала отдельным направлением, на которое вы набираете студентов?
– Есть классические подходы к инженерному образованию, а есть то, что сейчас требует современная действительность – соединение и междисциплинарность. Мы соединяем классические инженерные науки и цифровизацию, причем как в классическом IT-направлении, так и в части сквозных цифровых технологий. УПИШ делает акцент на цифровизацию отраслей. Мы делаем образовательные программы на стыке наук и задали новые принципы их построения. И это невозможно реализовать во всем университете по масштабу, по уровню сложности. Мы стали таким «бутиковым» институтом, практически индивидуальной подготовки. Всё-таки мы институт, который готовит разработчиков, мы не готовим эксплуатационщиков. Учиться у нас сложно и даже тяжело, но чем сложнее, тем интереснее.
– Какие перспективы у современных выпускников инженерных специальностей в регионе?
– Перед нашими выпускниками открыты все двери! И не только в нашем регионе.
– Существует ли процедура их трудоустройства?
– Из-за того, что сейчас нехватка инженеров – качественных инженеров, предприятия за ними приходят уже в университет. И чем раньше они придут (начиная с младших курсов), тем больше и качественнее будут будущие сотрудники. Поэтому сейчас именно в отношении инженеров складывается инверсная ситуация, и многие студенты уже на выходе имеют офферы.
– Есть ли примеры знаменитых инженеров-современников, о которых можно рассказывать детям? Как измеряется успех в инженерной профессии?
– Успех у инженеров измеряется очень легко – сколько изделий, к которым ты приложил руку, летает/ездит или любой жизнью живет на рынке, и какой отзыв о них ты получаешь от потребителей.
Для меня самый крутой изобретатель – Михаил Леонтьевич Миль, который разработал вертолет. Его разработки очень долгое время не принимало ни правительство, ни государство. Несмотря на все тяготы, он всё равно продолжал заниматься своим делом. У него было очень много крушений, много неудач, ведь нельзя просто взять и сделать с первого раза такое сложное изобретение, как вертолет. Он потратил на это очень много времени и всё-таки добился того, чтобы создать один из лучших вертолетов в мире! Для меня Михаил Миль – именно тот инженер, которым нужно вдохновляться. Очень рекомендую подросткам старше 12 лет посмотреть фильм «Небо измеряется милями».