Технопарк в Государственном автономном нетиповом образовательном учреждении «Губернаторский лицей» войдет в структуру Дворца молодёжи.
13 июля, в завершающий день Международной промышленной выставки «Иннопром-2023», состоялась презентация лицея.
Строительство закончится в декабре 2023-го, весной начнется набор детей на 2024/25 учебный год.
В качестве спикеров выступили министр образования и молодёжной политики Свердловской области Юрий Иванович Биктуганов, руководитель проектов АО «Форум-групп» Антон Владимирович Зелов, директор Дворца молодёжи Александр Николаевич Слизько, ректор Института развития образования Свердловской области Светлана Юрьевна Тренихина.
– Этот проект на сегодня не имеет в России равных. Идеологом создания этого уникального учебного заведения, отвечающего всем принципам международного качества образования, которое определит будущее наших детей, выступил губернатор Свердловской области Евгений Владимирович Куйвашев. Предполагаем, что в лицее с 2024 года будут обучаться преимущественно жители Солнечного микрорайона Екатеринбурга. Кроме того, в рамках реализации проекта, при поддержке одного из крупных работодателей Свердловской области, будет создана загородная резиденция проекта.
Дети, обучающиеся в Губернаторском лицее, будут иметь право заниматься дополнительным образованием, развитием творческих способностей по представленным направлениям, проживая в загородной резиденции и работая в тех лабораториях, которые будут там созданы. Реализуя проект, мы выстраиваем систему взаимодействия дошкольного, дополнительного и школьного образования. Объединяя ресурсы министерства образования и молодежной политики, правительства Свердловской области, сфер культуры и спорта, мы стремимся создать комплекс возможностей для всестороннего развития детей, – отметил Юрий Биктуганов.
Юрий Иванович подчеркнул, что такой подход к организации образовательной деятельности сформирует особые требования к подбору педагогов и персонала лицея, который в будущем отразится на уровне организации и работы, и заработной платы.
Антон Владимирович Зелов, руководитель проектов АО «Форум-групп», рассказал о принципах, которыми руководствовалась компания при создании проекта. Продемонстрировал, как лицей будет выглядеть изнутри и снаружи, детально рассказал об основных рекреациях учебного заведения.
– При реализации проекта для нас был очень важен принцип «всё есть образовательная среда», поэтому необходимо было максимально оптимизировать пространство, создать связь с окружающей средой. Сделать так, чтобы сочетание архитектуры, функциональности и безопасности, логистики и организации пространств для детей разных возрастов сделало школу центром притяжения обучающихся и педагогов, жителей города, – рассказал Антон Зелов.
По словам Светланы Тренихиной, планируются наборы в профильные классы по естественно-научному, информационно-технологическому, техническому или инженерному направлениям. Поэтому созданием технопарка, его функционированием и встраиванием в образовательный процесс занимается флагман дополнительного образования региона, оператор национального проекта «Образование» Дворец молодёжи.
Концепцию технопарка Губернаторского лицея представил директор Дворца молодёжи Александр Николаевич Слизько. Он отметил, что в структуре Дворца молодёжи на сегодня уже работают три детских технопарка «Кванториум» и четыре центра цифрового образования «IT-куб», общая численность обучающихся – более 7000.
Центры цифрового образования и технопарки создают образовательную среду, в которой у обучающихся формируются инженерное мышление и представление о современных компьютерных технологиях. Здесь ребенок проходит путь от увлечения до идеи, от идеи до готового проекта (прототипа продукта). В процессе обучения дети приобретают hard (жесткие) и soft (мягкие компетенции), принимают участие в различных мероприятиях – хакатонах, конкурсах регионального и всероссийского уровня.
Непрерывное развитие взаимодействия центров цифрового образования и технопарков с образовательными, социальными и индустриальными партнёрами позволяет сформировать у детей навыки проектной деятельности, первичное представление о востребованных на рынке труда компетенциях и профессиях.
Кроме того, партнеры выступают в качестве разработчиков кейсов, экспертов на защите проектов, а экскурсии на предприятия позволяют обучающимся ближе познакомиться с профессиональной деятельностью сотрудников компаний из реального сектора экономики.
Всё это способствует первичной профориентации обучающихся, их ориентированию на выбор технических специальностей в организациях СПО и вузах, а близкое знакомство с потенциальными работодателями помогает компаниям привлечь в свой штат молодые кадры, воспитание которых начинается со школьной скамьи.
Урал и Свердловская область – это индустриальный регион, где перед системой образования стоит задача сформировать у обучающихся инженерное мышление. С 2015 года в регионе реализуется программа «Уральская инженерная школа». В Свердловской области создано 6 детских технопарков «Кванториум».
Технопарк в Губернаторском лицее станет структурным подразделением Дворца молодёжи и войдёт в экосистему детских технопарков и центров «IT-куб» Свердловской области. Он объединит 7 направлений подготовки, 900 обучающихся, более 2000 мероприятий и будет работать по модели сетевой формы обучения.
Предполагается, что образовательная траектория в технопарке может выстраиваться по двум направлениям. Внеурочная деятельность, включающая основные программы технопарка, которые могут быть состыкованы с учебными программами лицеистов. Учебный предмет – формат сетевого взаимодействия, в рамках которого может реализовываться индивидуальный проект. Это позволит детям развивать компетенции в рамках разработки конкретного продукта.
Включение технопарка в структуру Губернаторского лицея позволит установить прочную взаимосвязь между школьными предметами (например, физикой, технологией, информатикой) и дополнительным образованием, отрабатывать и закреплять теорию за счет увеличения объема практических занятий. Занятия в технопарке расширят спектр возможностей освоения современных технических компетенций, которые будут способствовать ранней профориентации обучающихся.
Кроме того, в рамках деятельности технопарка будет осуществляться подготовка обучающихся к участию в хакатонах и конкурсах регионального и всероссийского уровня, какие-то из них могут проводиться в самом технопарке.
Технопарк станет местом притяжения для детей, родителей, педагогов дополнительного образования и школьных учителей, профессионального сообщества представителей ведущих компаний и вузов Екатеринбурга, а также жителей Солнечного и близлежащих районов города.
По словам директора Дворца молодёжи, технопарк в структуре Губернаторского лицея позволит выстроить «бесшовную модель» – школа – дополнительное образование – организации СПО и вузы – работодатель. В конечном счёте это послужит главной цели развития экосистемы образования в Свердловской области – подготовке квалифицированных кадров для промышленного региона.
Ректор регионального Института развития образования и модератор встречи Светлана Тренихина, рассказала о том, что уже определен механизм формирования состава педагогов лицея. До конца нынешнего года все желающие войти в него могут заполнить специальную анкету. В списке уже 450 претендентов, причем не только из Свердловской области, но и из других субъектов Российской Федерации. Конкурсные процедуры начнутся с января 2024 года.
Сначала соискателям будет предложена серия вебинаров. Затем они пройдут диагностику профессиональных компетенций. Успешно подтвердившие свое соответствие требованиям погрузятся в образовательную модель лицея, выстроенную с опорой на обновленные ФГОС и концепцию проекта «Школа Минпросвещения России».
В апреле 2024 года к формированию педагогического коллектива подключится управленческая команда лицея. В августе с лидерами отбора будут заключены трудовые договоры.
Первый набор в новый лицей будет объявлен накануне 2024-2025 учебного года. При этом девятые и одиннадцатые классы пока формироваться не будут: они добавятся в следующем учебном году – также по три в параллели по 25 человек каждый.
Первоклассниками смогут стать дети, живущие на территории, которая будет закреплена за лицеем. Начиная с основной школы предусмотрен конкурсный отбор, порядок проведения которого будет регламентирован Правилами приема.
В лицее будут созданы пять творческих объединений: театр, музей, хореографический коллектив, медиацентр, хор. Лицеисты смогут заниматься легкой атлетикой, гимнастикой, баскетболом, волейболом, футболом, единоборствами, бодибилдингом, аэробикой, лыжным спортом.
Участники встречи проявили живой интерес к проекту, интересовались уровнем заработной платы, направлениями обучения, профильными классами, условиями конкурсного отбора. Спикеры ответили на все вопросы.
– Мы хотим создать особенную образовательную среду, в которой коллектив – это семья, где педагоги вкладываются в процесс обучения и воспитания детей шесть дней в неделю, полный рабочий день, а также реализуют летние программы. Нужен особый подход, который предполагает интеграцию возможностей общего и дополнительного образования. Чтобы ребенок закреплял и развивал теоретические знания на практике, умел находить и выводить закономерности, которые будут использоваться в жизни. Педагогам предстоит так организовать образовательный процесс, чтобы ребёнок мог раскрыть свои способности, вовремя восполнять пробелы в знаниях и учиться применять их на практике и в проектной деятельности, – подытожил министр образования и молодёжной политики Свердловской области Юрий Биктуганов.
В тексте использованы материалы сайта Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области.
Фото: Вячеслав Ефимов