Представители региональных модельных центров из Краснодара, Омска и Екатеринбурга, муниципальных опорных центров и образовательных организаций дополнительного образования детей Свердловской области обменялись опытом реализации Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей.
22 декабря Региональный модельный центр Свердловской области, структурное подразделение Дворца молодёжи, провел онлайн-конференцию «Региональные практики в сфере дополнительного образования детей».
На пленарном заседании выступили представители Федеральной экспертной группы по внедрению Целевой модели из Москвы и Омска.
Педагоги дополнительного образования рассказали о реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в сетевой форме, внедрении дистанционных технологий в проектную деятельность, поделились опытом участия образовательных организаций и педагогических работников в профессиональных конкурсах.
К конференции присоединились свыше 200 человек. Региональный модельный центр Свердловской области выступает открытой площадкой для руководителей и педагогов образовательных организаций региона, цель которой – совершенствование подходов к решению задач по модернизации системы дополнительного образования детей.
Открыл пленарную часть конференции Сергей Геннадьевич Карсканов, начальник отдела дополнительного образования, летнего отдыха и сопровождения одарённых детей департамента общего и дополнительного образования Министерства образования и молодежной политики Свердловской области.
– Обеспечение качества и эффективности образования, соответствующего уровню социального и экономического развития современного общества, – одно из приоритетных направлений развития образования как на федеральном, так и на региональном уровне. Сфера дополнительного образования находится в фокусе внимания государственных органов власти. Это отражается на разработке стратегии и инструментах ее реформирования, – отметил Сергей Карсканов.
Целевая модель
Чтобы обеспечить условия для увеличения охвата детей дополнительным образованием, а также повышения его вариативности и качества приказом Минпросвещения России от сентября 2019 года утверждена Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей. Её внедрение в систему ДО направлено на развитие качественного современного, востребованного образования, соответствующего технологическим целям и задачам, которые стоят перед Российской Федерацией и регионами.
Одним из значимых направлений реализации целевой модели в Свердловской области в 2019 году стало создание Регионального модельного центра (РМЦ) на базе Дворца молодёжи и сети из 89 муниципальных опорных центров (МОЦ), реализующих на уровнях муниципалитетов Свердловской области задачи федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование».
РМЦ как ретранслятор региональной политики в сфере дополнительного образования видит своей задачей обеспечение условий для создания эффективной системы взаимодействия по реализации общеобразовательных программ различной направленности. Он осуществляет организационно-методическое, аналитическое сопровождение деятельности МОЦ, выявляет и распространяет лучшие практики дополнительного образования.
Лидер дополнительного образования
Директор Дворца молодёжи Александр Слизько подчеркнул, что Дворец выступает одним из лидеров дополнительного образования, и его деятельность и задачи определяются целевыми показателями реализации в Свердловской области национального проекта «Образование», в рамках которого воплощаются проекты «Успех каждого ребёнка», «Цифровая образовательная среда», «Современная школа», «Молодые профессионалы», региональными практиками по развитию дополнительного образования. Всё это позволило существенно расширить охват обучающихся дополнительным образованием до 6000 детей. Кроме того, Дворец молодёжи существенно увеличил число партнеров среди региональных и федеральных компаний.
– Открытость позволяет формировать экосистему образования в регионе. Связующим звеном и проводником проекта «Успех каждого ребёнка» выступает Региональный модельный центр, основная деятельность которого связана с повышением доступности и качества дополнительного образования в Свердловской области, внедрением эффективной системы управления в этой сфере, – обратился к участникам конференции Александр Слизько.
Екатерина Александровна Корьякина, начальник Регионального модельного центра Свердловской области, обозначила общую цель для всех, кто работает в системе дополнительного образования:
– Для вовлечения в систему дополнительного образования большего количества детей, пробуждения у них интереса к новым знаниям, которые выходят за пределы школьной программы, необходимо решать множество задач – управлять ресурсами, разрабатывать вариативные и интересные образовательные программы, обеспечивать их высокое качество.
Екатерина Александровна подчеркнула, что развитие дополнительного образования в регионе во многом зависит от того, насколько слаженно работает команда организации, которая занимается образовательной деятельностью.
Новые механизмы и лучшие практики
Руководитель региональных модельных центров дополнительного образования детей Омской области Виктор Бургер и Ирина Рыбалёва, руководитель регионального модельного центра дополнительного образования детей Краснодарского края, поделились опытом внедрения новых организационно-финансовых и управленческих механизмов.
Лучшими практиками по налаживанию сетевого взаимодействия и реализации образовательных программ с использованием дистанционных технологий поделились начальник Центра цифрового образования «IT-куб. Уралмаш» Василий Фёдоров и заместитель начальника по проектной деятельности Детского технопарка «Кванториум. г. Екатеринбург» Сергей Ивашов.
Об основных стратегиях и ориентирах развития дополнительного образования детей на федеральном уровне рассказали Александр Костин, руководитель Федеральной экспертной группы по внедрению Целевой модели дополнительного образования детей, кандидат юридических наук (г. Москва), и Андрей Павлов, заместитель директора центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва).