Инженерное мышление

Проанализировать проблему, воплотить идею в проекте и представить жюри.

Более 200 школьников из Екатеринбурга и Свердловской области приняли участие в Областном фестивале детского технического творчества «ТЕХНОFEST».

Участники продемонстрировали свои инженерные способности в конкурсе «Юные техники и изобретатели», хакатоне «Виртуальная и дополненная реальность».

Выставка детского технического творчества состоялась по нескольким трекам: «Промышленные технологии», «Транспортные технологии будущего», «Умный мир», «Технологии здоровья», «Агротехнологии». Мы поговорили с её участниками.

Мария Харченко, Камышловский ГО, представила проект по треку «Технологии здоровья»:

– Я изучила различные приспособления для незрячих людей, выявила проблему перемещения по городским улицам и нашла способ её решения. Им стал мой проект «Собака-поводырь». В нём я использовала систему навигатора и два датчика: датчик света обеспечивает безопасность при переходе через проезжую часть у светофора, а ультразвуковой – позволяет обходить предметы во избежание столкновения. Мою модель можно использовать как прототип для реализации будущего робота – собаки-поводыря.

Макар Мишкин, ученик 5 класса из Артёмовского ГО представил свой проект в треке «Умный мир»:

– Я проанализировал работу уборочных машин. Большинство из них чистят дороги от грязи, снега, мусора и пыли. Лежащие бревна и ветки, загораживающие дорожные знаки и светофоры, мешающие водителям вовремя заметить людей или животных, обычно вырубают вручную и оставляют на обочине дорог. Этот трудоемкий процесс занимает очень много времени. У меня появилась идея создать машину-робот для уборки обочин и дорог. Манипулятор помещает бревно на шрёдер, который перемалывает бревно в щепу. Щепа попадает в специальный контейнер и при необходимости прессуется.

Младшие участники – восьмилетние Егор и Иван Кротовы представили свой проект в треке «Транспортные технологии будущего». Их комбимобиль «Кедр» для поиска людей в лесу и труднодоступных местах предполагается изготовить из экологичных материалов и его обеспечить работу за счёт альтернативного топлива. Проект, по словам юных изобретателей, может перемещаться и по пересеченной местности, что предусмотрено специальными конструктивными решениями.

Еще один проект представили обучающиеся детского технопарка «Кванториум. Верхняя Пышма». Ученики третьего класса Василий Голотин, Михаил Федотов и Леонид Потапов представили проект «Специальная техника для доставки грузов»:

– Особенность автомобиля, конструкцию которого ребята собрали и запрограммировали, –– управляемые колеса и несколько скоростей. Участники выступили в роли главного инженера, программиста и дизайнера, – рассказал Александр Березин, преподаватель робототехники детского технопарка «Кванториум. Верхняя Пышма». – Им пригодились знания, полученные на занятиях, умение конструировать, понимание, какие датчики и как подключаются. Программирование, пожалуй, самое сложное для ребят на сегодня.

Двенадцатилетний Андрей Ждамиров из Артемовского ГО представил проект «Робот-помощник в ЖКХ» по треку «Промышленные технологии». Участник увлекается программированием, в течение года посещает занятия робототехникой. В будущем мечтает стать инженером и создавать различные проекты:

– Робот помогает прочистить тубы, удалить засоры и посторонние предметы. Работает дистанционно и управляется с телефона. У него есть ультразвуковой датчик и, если расстояние в трубе сузилось, он активирует водяную помпу, которая разбрызгивает бытовую химию, чтобы устранить засор. Посторонние предметы и мусор собирает при помощи специальной клешни.

Проекты выставки детского технического творчества оценивало компетентное жюри:

  • Ивлиев Андрей Дмитриевич, доктор физико-математических наук, профессор;
  • Вихарев Сергей Николаевич, доктор технических наук;
  • Казанцева Светлана Борисовна, руководитель школы «Читай Думай»;
  • Наронов Александр Сергеевич, руководитель отдела НПО автоматики;
  • Кормильцев Александр Сергеевич, инженер НПО автоматики.

Представители жюри поделились впечатлениями и дали свои рекомендации участникам конкурса и тем, кто планирует ими стать в следующем году.

– Зачастую ребятам не всегда удается определить сферу применения проекта. Есть очень интересные инженерные находки, но сложилось впечатление, что они находятся в некоем вакууме. Нужно стараться привязывать проекты к реальным потребностям заказчика. Запоминаются дети, их горящие глаза. Даже если ребенок сделал совсем маленькую деталь, а ты задаешь ему вопрос и видишь, как он вспоминает, думает. Для него это огромный рост, и, несмотря на сложности, ребенок готов расти и развиваться в этом, – прокомментировал Александр Сергеевич Кормильцев, инженер-конструктор НПО автоматики.

Сергей Николаевич Вихарев, лесотехнический университет:

– Уровень работ высокий. В основном мы видели работы, которые были выполнены при помощи конструктора LEGO. Но была одна работа из подручных материалов. Буквально на коленке дети сделали очень интересный проект – станок с ЧПУ. Несмотря на видимую незатейливость материалов, прототип представляет собой вполне рабочую модель. Если ее чуть-чуть доработать, можно использовать на производстве.

Леонид Олегович Гущин, руководитель детского инженерного клуба, преподаватель Екатеринбургского Суворовского училища:

– Проекты самые разные – от исследовательских до инженерных. Уровень работ тоже очень разный – от «скачать из интернета и доработать» до исследования, глубокой проработки и создания моделей и прототипов. Нужно обращать внимание и на исследовательскую часть проекта, и на его оформление. Сделать удобный интерфейс, поработать над функциональностью проекта и над защитной речью. Попросить друзей позадавать вопросы, устроить своеобразную предзащиту, чтобы спокойно отвечать на вопросы жюри.

Юные техники 14–18 лет приняли участие в ТРИЗ-хакатоне. Их задачей было создать автоматоны – первые роботы – движущиеся игрушки из подручных материалов.

– Дети прошли первичный инструктаж. Им рассказали о том, что собой представляют автоматоны, и о различных видах конструкций. Такая работа развивает у детей стремление к техническому творчеству и инженерное мышление. Чтобы выполнить работу, необходимо знать физику, конструирование и черчение. Ребятам предстояло изобрести простейшую конструкцию, которую приводит в движение механизм, – рассказала Наталья Кузьмина, заместитель начальника Дворца технического творчества в Верхней Пышме. – Оценивается идея, сколько механизмов задействовано в устройстве, качество исполнения.

Хакатон «Виртуальная и дополненная реальность» проходил при поддержке партнеров – компании Varwin, которая специализируется на разработке VR-решений с использованием собственного отечественного VR-конструктора — Varwin XRMS, и компании «Россети Урал».

Компания «Россети Урал» представила во Дворце технического творчества свой интерактивный стенд, где ребята могли пройти увлекательную викторину на знание энергетики, электричества и техники безопасности.

Задачей конкурсантов было разработать проект по электробезопасности – в безопасных условиях смоделировать и протестировать различные ситуации. Предложенные карточки адаптировать в виртуальной реальности в программе Varwin.

Проект от детей для детей, который можно будет внедрять для знакомства обучающихся с электробезопасностью с помощью технологий VR. Партнёры хакатона предоставили участникам базовый кейс. Дети получили возможность познакомиться с программой, прослушали онлайн-лекцию, выполнили задание, получили рекомендации. По итогу были отобраны лучшие проекты.

– На хакатоне ребята получили новую вводную задачу, которую нужно было адаптировать под программу. Каждый подготовил презентацию и защиту своего проекта, которую оценивали специалисты. Оценивалось всё – от визуала до эффективности написания кода, – рассказала Ульяна Ильина, преподаватель по VR/AR.
– Фестиваль детского технического творчества – всегда масштабное событие. В этом году мы использовали мультиформатный подход, пригласили партнёров. Фестиваль – возможность вовлечения обучающихся в научно-техническое творчество, знакомство с современными технологиями. Школьники представляют свои проекты экспертам из реального сектора экономики, учатся исследовать, доказывать актуальность проектов, отвечать на вопросы. Так развивается инженерное мышление, интерес к техническим наукам. А кто-то получает от экспертов рекомендацию развиваться в инженерной сфере и вдохновляется на новые идеи и решения, – рассказала Наталья Кузьмина, заместитель руководителя Дворца технического творчества в Верхней Пышме.

Итоговые протоколы опубликованы на странице фестиваля.

Поздравляем победителей и призёров, желаем дальнейших успехов!

К другим новостям

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x