С 1 января в Свердловской области произошла смена технической платформы для реализации механизма персонифицированного финансирования дополнительного образования – появилось новое информационное решение для Навигатора дополнительного образования Свердловской области.
О том, как развивается система управленческих решений в сфере регионального дополнительного образования, мы поговорили с кандидатом юридических наук, руководителем Федеральной экспертной группы по внедрению Целевой модели дополнительного образования детей Александром Костиным (г. Москва), руководителем Регионального модельного центра Свердловской области Екатериной Корьякиной и Ильей Репиным, заместителем директора Дворца молодёжи по развитию и региональному сопровождению.
В 2019-м Свердловская область подключилась к проекту «Успех каждого ребенка» и в этом же году была разработана Целевая модель развития дополнительного образования. Расскажите, что она собой представляет и какие задачи решает?
– Целевая модель – комплекс управленческих технологий, инструментов, мероприятий, который выступает организационной основой для системы дополнительного образования, – пояснил Александр Костин.
Касаясь истории вопроса, Александр Александрович рассказал о том, что еще в 2012 году указом Президента поставлена задача к 2020-му достичь показателей охвата дополнительным образованием детей в возрасте от 8 до 18 лет на 70–75%, а к 2030 году процент вовлечения детей должен составить 82%.
В 2014-м по распоряжению Правительства РФ № 1726-р была принята Концепция развития дополнительного образования детей, затем появился федеральный проект «Успех каждого ребенка», в рамках которого на основе опыта информационно-управленческих механизмов создали целевую модель дополнительного образования.
Чтобы увеличить охват детей и сделать образование качественным, востребованным, дать ему новое содержание, обеспечивающее возможность профориентации детей, необходимо развивать информационные технологии, наполняя дополнительное образование современным содержанием и расширяя форматы взаимодействия с общим образованием.
– Целевая модель дополнительного образования детей устанавливает правила и рамки –необходимое условие для успешного развития детей, их поступления в вузы и реализации в будущей профессии, – подчеркнул Александр Костин. – В дополнительном образовании отсутствуют жесткие стандарты, оно вариативно, поэтому Целевая модель использует проектный подход. На федеральном, региональном уровне и в каждом муниципалитете создаются проектные офисы, которые удерживают рамки и учитывают многообразие управленческих технологий, позволяя обмениваться лучшими практиками, контролируя охват и качество дополнительного образования.
По словам Александра Костина, Целевая модель развития дополнительного образования, разработанная для каждого региона, учитывает его специфику, позволяет при отсутствии жестких ограничений достигать положительных результатов.
На сегодня многие сущности дополнительного образования работают независимо, в отрыве друг от друга.
– Наша цель – создание проектных офисов, региональных модельных центров, муниципальных опорных центров, наполнение этих структур содержанием, выстраивание как горизонтального, так и вертикального взаимодействия: обучение, обмен практиками, внедрение новых технологий, стыковка со всеми направлениями развития дополнительного образования. В числе подобных направлений – детские технопарки «Кванториум», центры «IT-куб» и другие.
Получить синергетический эффект можно, организуя взаимодействие технопарков со школами в части совместных уроков, внеурочной деятельности и лабораторных работ. Многообразие содержания программ сквозь призму ситуации в муниципалитете позволяет, используя Целевую модель, выстраивать систему, в которой дети получают максимум возможностей на одной территории.
– Мы можем, не создавая мобильный «Кванториум», выезжать в школы, давать детям теорию на одних площадках, а для практики использовать другие ресурсы, например, с техникумами и колледжами – таких примеров много. Всё это дает синергетический эффект.
Целевая модель – это внедрение нового, совершенствование и трансформация системы дополнительного образования. Это влияет не только на повышение качества образования, результатов обучающихся, но и обеспечивает эффективность использования задействованных ресурсов.
– Если говорить о долгосрочности, то есть федеральный проект и есть результаты, которые расписаны до 2030 года и закреплены Указом Президента РФ № 474 от 21.07.2020 года «О национальных целях развития России до 2030 года». Это долгосрочная история, которая должна меняться каждый год.
ПФДО КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ
– Кроме выстраивания управленческих механизмов, каждый инструмент, в частности ПФДО, дает определённый эффект для достижения задач целевой модели. Так, например «Навигатор» упрощает жизнь родителей и детей, которые могут не только выбрать направление обучения из самого широкого спектра образовательных программ, но и зарегистрироваться на различные мероприятия. Кроме того, он позволяет отследить динамику по отдельным направлениям, – рассказала Екатерина Корьякина.
Говоря о механизме ПФДО, Александр Костин отметил, что это управленческий механизм, созданный для улучшения доступности и качества образования, он призван повысить конкуренцию на рынке дополнительного образования, сделать его прозрачным, позволяет оценить качество и востребованность программ у родителей и детей.
Это не касается образовательных программ, на которые существует государственный заказ, в сфере народных промыслов, науки, спортивных программ, художественно-эстетического направления. ПФДО действует в отношении другого кластера программ, которые необходимо совершенствовать с учетом мнения родителей. И это тоже управленческая задача.
– Сетевая форма образовательных программ и дистанционное образование также очень хорошее подспорье, которое позволяет масштабировать эффект. Управленческие технологии помогают перестроить содержание и найти форматы взаимодействия между организациями. Целевая модель объединяет и как масштабный проект контролирует и улучшает систему дополнительного образования на региональном уровне.
ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
– Дворец молодёжи – лидер дополнительного образования в регионе, – отметил Илья Репин. – Это уникальная история и огромный опыт по выстраиванию экосистемы дополнительного образования в регионе. В приоритете нашей деятельности реализация национального проекта «Образование», вместе с тем мы поддерживаем все программы, которые реализуются в рамках государственного задания, служим маркером качества и ориентиром для образовательных организаций региона, координируем деятельность базовых площадок и «Точек роста».
Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования – точка опоры, а система ПФДО и «Навигатор» – эффективные механизмы ее реализации.
Главное – масштабная работа по разъяснению целей, задач и преимуществ. Этим мы и занимаемся в рамках проектного офиса – уже в мае мы запланировали масштабную сессию, которая поможет в реализации информационной кампании по этому вопросу.