Молодежные лидеры

Уральская академия лидерства открывает десятый – юбилейный сезон. 6 октября во Дворце молодёжи состоится праздничный концерт.

Мы поговорили с педагогом-организатором Центра социально-гуманитарного образования Дворца молодёжи Натальей Лытиной об истории создания проекта и его особенностях.

Лытина
Наталья, расскажите о создании проекта: как возникла идея, как проходила ее реализация?

Центру социально-гуманитарных  проектов (раньше – центр сетевого взаимодействия) Дворца молодежи уже 12 лет. За этот период он прошел несколько трансформаций. Я одна из его первых сотрудников. Среди первоначальных задач нашего центра было создание условий для организации сетевого взаимодействия организаций дополнительного образования детей.  Творчество, медиа, спорт уже реализовывались во Дворце.  Мы начали искать поле для работы и поняли, что социально-педагогическая сфера, социальное проектирование входит в работу советов старшеклассников, детских волонтерских отрядов, которые есть в каждом городе и поселке, школе, но действуют они только в рамках своих территорий. Они выполняют функцию воспитания детей и формирования активного гражданина своей территории. Но не было единой областной организации, которая координировала бы эту работу. Так и возникла идея создания областного сетевого проекта, объединяющего активные детские команды.

В первом сезоне участвовало 10 команд – это 180–200 детей. Сейчас участников проекта и выпускников – более 10 000. Первые пять лет все участники были соавторами проекта и конкурсов «Классный лидер», Persona и «Вектор успеха», начали проводить благотворительные акции. Потом  поняли, что все команды разные, и сформировали лиги – первую, вторую, третью, четвертую. Команды развивались и поднимались на новый уровень – появились ступени лидерства: «лидер для себя», «лидер для других», «лидер для организации», «лидер для лидеров». В пятом сезоне придумали юниор-, премьер- и высшую лиги. Каждый год появляются изменения, и всё это придумывают ребята во время выездных сборов – новые акции и программу Уральской академии лидерства. Это проект от детей и для детей.

Идея проекта заключалась в поддержке инициативы исходящей от детей. Мы сознательно не включали административное управление проектом и действовали через активных ребят.

Я создала группу во «ВКонтакте», к которой начали присоединяться активные ребята. Тогда это было в новинку, потому что все конкурсы и проекты запускались по официальному положению, которое приходит в территории из Министерства образования, ребят подбирают по параметрам и отправляют для участия в область. А у нас нет – принять участие могут все, причем не по указу педагога или администрации школы, а по инициативе детей.

Поделитесь достижениями проекта «Уральская академия лидерства» за последние 10 лет!

Ежегодно наши дети завоевывают призовые места в таких соревнованиях, как Всероссийский конкурс «Лидер XXI века», «Территория смыслов», форум «Будущее строим сами», грантовые областные конкурсы, становятся финалистами и победителями. Активно участвуют в «Большой перемене» и побеждают в конкурсах Уральской академии лидерства.

Мы – Артем Аненко, Иван Возмилов и я – заняли второе место с воспитательной практикой областного сетевого проекта «Уральская академия лидерства» на Всероссийском конкурсе  «Воспитать человека». Мы стали одними из лучших в России! Было свыше 40 000 заявок.

Как вы считаете, почему детям нужно становиться частью Уральской академии лидерства? 

Чтобы выйти за рамки школы, поселка, города, обменяться идеями с другими ребятами. Так, в этом году к нам присоединились Челябинская область и Ханты-Мансийский автономный округ. Команд много, они крутятся в своей системе и в своей школе, и им хочется общаться. Это такой лидерский нетворкинг социально значимых проектов, где черпают идеи и  обмениваются опытом.

Уникальная возможность для саморазвития, реализации авторских проектов, обучение публичным выступлениям, тайм-менеджменту.

Какие планы строите на новый учебный год?

 

На весь юбилейный сезон мы запланировали привлечение новых территорий, провести старт сезона на позитивной праздничной ноте и торжественно закрыть его 19 мая.

Какие программы реализуются в рамках Уральской академии лидерства?

Пять лет исполнилось программе «Пульс молодежи». Уже сформировалась команда кураторов – команда выпускников, которая постоянно пополняется.  На областных сборах и летних образовательных интенсивах мы обучаем, как стать авторами и ведущими масштабных событий во Дворце молодежи.  Программа работы с выпускниками – это непрерывное образование. Некоторые выпускники становятся нашими сотрудниками.  Председатель молодёжного парламента Свердловской области Дмитрий Биктимиров – выпускник Уральской академии лидерства. Это своеобразный кадровый резерв для Дворца молодежи и в целом для системы образования.

Изменились ли критерии отбора детей по сравнению с предыдущими годами?

Изначально привлекались все желающие. Была даже акция «Приведи команду друга» и получи дополнительные баллы. Сейчас к проекту присоединяются не просто командами, но и  целыми территориями. Проведение конкурса на муниципальном уровне дает возможность не потеряться в потоке, где соревноваться могут до 50 команд одновременно в юниор-лиге. Состав премьер-лиги формируется из самых активных команд. Например, в Кушве из 8 команд выделили одну, которая перешла в премьер-лигу. Так победители в каждой лиге переходят на следующий год на новый уровень. Команда премьер-лиги, набравшая в течение сезона  по итогам участия в конкурсных мероприятиях 300 и более баллов,  переходит в состав высшей лиги, где соревнуются самые сильные команды. Если команда претерпела за год какие-то изменения или обновила состав, то она возвращается в премьер-лигу. Все эти критерии и переходы разрабатывали сами дети.

Кто может стать частью проекта? Есть ли какие-то ограничения?

Проект предполагает командное участие. Команд очень много, поэтому только что образовавшейся, новой нужно проходить муниципальный этап по каждому нашему конкурсу. Если нет муниципального этапа, решаем индивидуально – разрешаем принять участие в составе юниор-лиги. Возраст участников – от 8 до 17 лет. Есть и совсем маленькие  – ученики начальной школы.

Какую роль играют наставники и педагоги? Есть ли возможность выпускнику стать наставником?

Ребята вырастают, многие получают педагогическое образование и становятся руководителями команд. С педагогами мы  ведем отдельную работу – обучающие семинары и курсы по развитию гибких компетенций у детей на тему лидерства.

Расскажите о своих выпускниках, как повлияли занятия в Академии на их будущее?

Каждый из них приходит к нам в команду выпускников, кураторов с планами работать во Дворце молодежи. Они заряжаются атмосферой сборов и работы с молодежью,  активными детьми, выбирают профессию педагога. Сейчас несколько человек  учатся на направлении по работе с молодёжью в УрФУ. Есть очень талантливые выпускники, например, Рома Коптяев из вожатского отряда из Сухого Лога. Он участвовал в своей лидерской команде, побеждал в конкурсах, учился в РГППУ, два года был в команде кураторов, обучался по программе «Пульс молодежи». Сейчас он успешный ведущий (Роман Соколов – творческий псевдоним). Все наши выпускники активно вливаются в различные студенческие отряды, где становятся комиссарами и командирами.

Праздничный старт 10-го сезона областного сетевого проекта «Уральская академия лидерства» состоится  6 октября в большом зале Дворца молодёжи. Приглашаем всех желающих принять участие в событии.

К другим новостям

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x