г. Екатеринбург, пр.Ленина, 1

Инклюзия и образование

19 февраля во Дворце технического творчества стартовал Форум для руководителей центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» и базовых площадок Дворца молодёжи, посвященный инклюзивным практикам в дополнительном образовании.

Форум проходит 19 и 26 февраля. Участие в нём примут около 140 педагогов и руководителей системы дополнительного образования Свердловской области.

– Наша цель – сформировать инклюзивную культуру педагога дополнительного образования. Помочь педагогам погрузиться в актуальную и сложную тему инклюзивного образования, рассмотреть его принципы и особенности, проекты, которые реализуются сейчас в этом направлении, находить пути решения профессионально-педагогических задач, – отметила Наталья Кузьмина, руководитель Центра инновационного и гуманитарного образования Дворца молодёжи.

19 февраля форум собрал на площадке Дворца технического творчества около 60 участников. Открылся форум лекцией «Инклюзивное дополнительное образование: проблемы и перспективы. Социокультурные инклюзивные проекты и мероприятия в дополнительном образовании» руководителя Центра психолого-педагогического сопровождения и профориентации обучающихся Дворца молодёжи Дианы Куваевой. Лекция помогла участникам погрузиться в тему форума и определить основные проблемы.

Следующей частью программы стала интерактивная лекция «Технология организации инклюзивных управленческих поединков в дополнительном образовании». В качестве экспертов выступили руководитель общества инвалидов «Радуга», тренер инклюзивного взаимодействия Ольга Кузнецова и Светлана Шайхуллина, психолог, куратор программы «Наставники детям».

Участники поговорили о том, почему конфликты – это норма жизни, как правильно выходить из конфликтных ситуаций с людьми с ОВЗ. Важной частью этого блока программы стали инклюзивные управленческие поединки, в ходе которых участники распределяли роли, пробовали сглаживать конфликтные ситуации, представлять себя на месте людей с особыми потребностями, взаимодействовать с ними.

– Всегда с огромным удовольствием участвую в инклюзивных проектах! Неправильно, когда люди делятся на социальные группы, например, по принципу «люди с инвалидностью» или «дети из детских домов» и взаимодействуют только друг с другом внутри своих групп. Всеми способами пытаюсь сделать так, чтобы незрячие, неслышащие могли свободно взаимодействовать с людьми из любых групп и наоборот. Поэтому мы проводим много проектов, где представители разных социальных групп учатся устанавливать контакты, общаться и делают что-то вместе, – рассказала Светлана Шайхуллина.

Применить полученные знания и отработать навыки инклюзивного взаимодействия на практике участникам форума удалось в инклюзивной деловой игре «Ярмарка вакансий».

В первой части игры слушатели разделились на команды, в каждую из которых обязательно входил человек с инвалидностью. Заранее участников команд поделили на соискателей и предпринимателей. В этих ролях им предстояло выполнить определенные задачи.

Предприниматели получили наборы карточек, рассказывающих о разнообразных профессиях, и выбрали собственные роли. Эти роли необходимо было встроить в единую компанию – создать стартап, логотип, заполнить карту предприятия, придумать, какую пользу компания принесет обществу, какие задачи будут выполнять представители выпавших на карточках профессий и какие должности будут занимать.

После этого предприниматели должны были подготовить список открытых вакансий, решить, какие еще специалисты требуются их компании, и разработать презентацию для соискателей.

Соискатели в это время отправились на прохождение инклюзивных мастер-классов, которые провели специалисты Дворца молодёжи, Фонда «Золотое сечение» и сообщества «Белая трость». Здесь они получили возможность почувствовать себя в роли человека с ОВЗ или отточить навыки взаимодействия. Например, на мастер-классе «Лабиринт» один из участников садился в инвалидную коляску, а второй, надев на глаза маску, помогал ему проехать полосу препятствий, следуя указаниям. По такому же принципу на мастер-классе «Робогонки» участники пробовали в парах управлять роботом и проходить лабиринт, когда один из участников оставался с закрытыми глазами. Еще педагоги учились читать по Брайлю и объяснять слова жестами.

– Уникальность форума – в подобных форматах. Это обучение через включение в инклюзивное взаимодействие. Педагоги здесь становятся участниками и каждую технологию примеряют на себя. Нельзя научить инклюзии без взаимодействия с людьми с инвалидностью. Именно такие люди стимулируют изменения. Мы видим, как педагоги включаются в деятельность при работе с людьми с ОВЗ, как они анализируют другие портреты и модели поведения. Важно, что через это проходит каждый участник форума. Здесь много практики и каждый вовлекается в деятельность, – отметила Диана Куваева, руководитель Центра психолого-педагогического сопровождения и профориентации обучающихся Дворца молодёжи.

Во второй части деловой игры «Ярмарка вакансий» предприниматели и соискатели встретились на одной площадке. Теперь совместными усилиями они должны были найти недостающих специалистов, определить новые роли, подготовить итоговую презентацию своей компании и снять небольшой видеоролик.

– Никогда не задумывалась о некоторых вещах и вопросах, которые обсуждались на форуме. Не думала, какие нужно прилагать усилия для правильного общения и взаимодействия с людьми с ОВЗ. У меня случился эмоциональный подъем, я очень рада, что получилось принять участие в мероприятии. Теперь я поняла, что тоже могу быть по-настоящему полезной таким людям. Ощущения от этого очень позитивные, – поделилась впечатлениями Екатерина Салова, участница форума.

Завершением форума стала рефлексия. Спикеры и участники подвели итоги, поделились впечатлениями и обсудили возникшие в течение дня вопросы.

Ожидается, что в форуме 26 февраля примут участие около 80 педагогов и руководителей «Точек роста» и базовых площадок Дворца молодёжи.

К другим новостям

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x