Пространство для самореализации

19 августа в Студии журналистики «Проба пера» Медиацентра Дворца молодёжи стартует приёмная кампания.

Это отличная возможность начать свой путь в журналистике для тех, кто мечтает стать акулой пера или корреспондентом ведущих СМИ.

Педагог студии – Элена Левановна Гваришвили, журналист, редактор.

Окончила факультет журналистики УрФУ, в профессии – с 17 лет. За плечами сотрудничество с такими федеральными изданиями, как «Лайфхакер», «Афиша», «Мел«, «Теории и практики». Работала редактором в «Нетологии», «Альфа-банке», на Всероссийской олимпиаде «Я – профессионал» и в других крупных проектах. Преподавательской деятельностью занимается с 2016 года. В 2024-м стала педагогом дополнительного образования в Студии молодежной журналистики «Проба пера».

Элена Левановна рассказала о начале своего пути в журналистике, актуальных трендах профессии и занятиях в студии.

elena (1)
– Элена Левановна, как вы пришлИ в журналистику?

– Журналистику я выбрала еще в 7-м классе. У меня всегда был очень гуманитарный склад ума. Я обожала читать, писать, анализировать, работала в школьной газете, у меня был хороший слог. Конечно, тогда я думала, что журналистика – это сплошное творчество, бесконечные интервью с известными людьми, интересные расследования. Отчасти это так, но до этого предстоит дорасти. А поначалу это ремесло, упорство и внимательность. У меня не было никакой другой мысли, куда поступать. К моменту поступления я была очень увлечена профессией, читала и смотрела, что делали выдающиеся журналисты. В итоге в профессии я не разочаровалась: у нее много граней и много возможностей найти что-то для себя.

– Какие самые важные качества для журналиста, на ваш взгляд?

– Любопытство и привычка во всём сомневаться. Остальное приложится, если начать работать. Но без этих двух качеств журналистом не стать.

– С чего нужно начинать, чтобы открыть путь в профессию?

– Нужно начать интересоваться профессией. Найти старших коллег, за которыми будет интересно следить, и учиться у них. Тренировать начитанность и насмотренность. Писать самим, пусть даже какие-то маленькие заметки в стол, но постоянно развивать свой слог. Пробовать сотрудничать сначала с небольшими изданиями по возрасту, потом идти дальше и дальше.

– Какие направления журналистики считаете наиболее перспективными и почему?

– Журналистика уходит в интернет и трансформируется. На нее влияют не только технологии, но и ритм нашей жизни. Нам сложнее потреблять объемный контент, мы избалованы разнообразием графических материалов. Новости появляются невероятно быстро, экономическая модель СМИ больше стала зависеть от количества и глубины просмотра материалов. Конечно, базовые принципы журналистики сохранились, но стоит обращать внимание на новые форматы, на инфотейнмент, скорость производства материалов. Аналитика, интервью и репортажи будут жить дальше, если научиться их подавать. Можно обратить внимание на производство видео- и аудиоконтента. Или на смежные профессии.

– Почему умение писать текст по-прежнему один из ключевых навыков в журналистике?

– Удивительно, но огромная часть нашей жизни завязана на текстах, причем не только в журналистике. Всё, что вы произносите в кадре или в эфире, что выпускаете в мир, неважно, это большая статья или маленькое пуш-уведомление для клиентов, – это всё текст. Слово по-прежнему имеет огромную силу. С его помощью можно продавать, убеждать, настраивать, объяснять. Какой бы деятельностью вы ни занялись, вначале всегда будет слово. Умение им владеть пригодится и в научной деятельности, и в юридической, и уж тем более в нашей профессии. Умение сформулировать свою мысль и донести её до аудитории так, как надо вам, – это навык, ему можно научиться. А без него у вас ничего не будет. Вы не сможете ни интервью взять, ни рилс в соцсети подписать.

– Сегодня существует тенденция внедрения в профессиональную деятельность искусственного интеллекта. Сможет ли нейросеть заменить пишущего журналиста и как с ней конкурировать?

– Нет, пока мы на таком этапе, когда ИИ не может заменить человека ни в каком виде деятельности. Нейросеть может быть вспомогательным средством и выполнять какие-то рутинные задачи: расшифровывать аудио, проверять орфографию и пунктуацию (и то за ней надо поправлять), рисовать какие-то базовые картинки. Вероятно, она сможет неплохо написать новость. Но по-прежнему это несовершенный инструмент, который без управления человека теряется, ошибается и иногда производит откровенную чушь. А если мы говорим о каких-то качественных больших текстах, о юморе, о пропаганде, она не справится. Из-за обилия контента сейчас очень ценится именно автор, его видение, слог, стиль. Они неповторимы. Может, когда-нибудь в будущем ИИ станет нашим конкурентом, но нескоро.

– Что вас привлекает в работе с детьми?

– Я учусь у детей, а дети учатся у меня. Чтобы быть журналистом и педагогом, надо быть подвижным и пластичным. Этого невозможно добиться, если ты не контактируешь с детьми, не интересуешься их жизнью, не находишь с ними общий язык. Мне очень нравится наблюдать, как меняются поколения, как каждое следующее привносит что-то новое. Они будут менять всю нашу индустрию, и, передавая им знания, ты вроде как этому способствуешь.

– Чему научатся дети на занятиях в студии «Проба пера»?

– Моя задача – развить в детях любопытство, интерес к процессу познания, научить их проявлять себя так, как им комфортно. По опыту знаю, что не бывает детей без таланта. Просто нужно дать каждому из них возможность раскрыться. На курсе ребята научатся выражать собственные мысли и отстаивать свою точку зрения, писать, вести диалог, рассуждать. Ну и, конечно, у нас будут интересные интервью, проекты, соберем портфолио. Выпускники школ подготовятся к поступлению на факультеты журналистики.

К другим новостям

Похожие записи

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x