Развитие инфраструктуры и создание современной образовательной среды, профессиональное развитие педагогов и управленческих кадров, создание возможностей для воспитания и организации образовательных событий для детей.
Во Дворце технического творчества, структурном подразделении Дворца молодёжи в Верхней Пышме, стартовал форум для педагогов центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах «Точка роста»; детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций; центров цифрового образования детей «IT-куб» УФО.
Организатором события выступает Федеральное государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия Минпросвещения России».
Более 300 педагогов из восьми регионов России собрались во Дворце технического творчества, чтобы поделиться лучшими практиками реализации образовательных программ, опытом использования современного оборудования и форм обучения, направленных на развитие талантов и способностей детей. Перед открытием форума для участников провели экскурсию по Дворцу технического творчества, во время которой гости смогли оценить возможности одного из крупнейших образовательных центров региона.
Торжественное открытие форума началось с видеообращения заместителя министра просвещения Российской Федерации Татьяны Васильевой.
В своем выступлении она отметила, что форум как открытая площадка для дискуссий дает возможность задавать актуальные вопросы, слышать мнение экспертов, выражать конструктивную критику: «Не сомневаюсь, что сегодняшний форум положит начало плотной коммуникации педагогов из различных образовательных организаций и разных регионов, будет способствовать выстраиванию каналов коммуникации и формированию связей по дальнейшему сотрудничеству».
Вам, коллеги, оказано доверие настроить всю образовательную деятельность на своих площадках так, чтобы сделать свои образовательные организации за счет новых ресурсов центрами притяжения, фокусом преобразования, инноваций, новых технологий в сфере общего и дополнительного образования детей, – обратилась Татьяна Викторовна к гостям и участникам. – Желаю вам продуктивной работы! Главное – стать той командой, разделяющей идеологию национального проекта «Образование», с кем мы вместе будем идти к намеченному результату во благо наших детей.
Пленарное заседание открыла Лариса Олеговна Сулима, кандидат исторических наук, доцент, почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации, заместитель директора центра информационно-аналитического и проектного сопровождения реализации нацпроекта «Образование» ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России». Она представила доклад на тему: «Нацпроект «Образование» – драйвер изменений в системе образования: цели, идеология, ресурсы для каждого».
Лариса Олеговна обозначила ключевые факторы развития образования, которые помогут России войти в десятку лучших стран мира по качеству общего и дополнительного образования.
Среди них –
- развитие инфраструктуры и создание современной образовательной среды,
- профессиональный рост педагогов и управленческих кадров,
- создание возможностей для воспитания и организации образовательных событий для детей, в том числе различных конкурсов и соревнований.
Этому будут способствовать улучшение оснащенности образовательных организаций, система ранней профориентации, дополнительное образование как составная часть общего образования, единые подходы и методологии образовательной деятельности, развитие цифровой образовательной среды. Успешные педагоги и обеспечение для них возможности повышения профессионального мастерства.
В своем докладе Лариса Сулима сделала акценты на интеграции общего и дополнительного образования, его качестве, которое в том числе обусловлено отсутствием разрыва между тем и другим.
– Мы ставим себе задачу использовать инфраструктуру национального проекта «Образование» по максимуму, выстраивая партнерские отношения и сетевое взаимодействие, обмениваться интересными практиками, – продолжает Лариса Олеговна. – Всем своим профессиональным сообществом нам нужно сменить парадигму образования. Педагоги должны перейти от понятия «учу всех» к «учу каждого», зная индивидуальные особенности детей, помогая каждому ребенку раскрыться и изменить отношение к школе с парадигмы «я должен» на «я хожу в школу, потому что люблю учиться».
Ирина Андреевна Кузнецова, заместитель директора по организационно-методическому сопровождению технической направленности Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей», руководитель детских технопарков «Кванториум» отметила, что дополнительное образование сегодня реализуется в условиях разных возможностей при равных потребностях. Ключевыми факторами его развития являются рост охвата, профориентация, инфраструктура и информационная открытость. По словам Ирины Кузнецовой, на сегодня существует несколько ключевых проблем развития образования. По данным исследований, 65% учеников школ и студентов будут выполнять работу, которой еще не существует, при этом 50% выпускников не идут работать по выбранной IT-специальности, поскольку уровень их подготовки не соответствует потребностям работодателей. В этой связи особенно важно начинать всестороннее развитие детей со школы и дополнительного образования, развивать у обучающихся hard, soft, digital (информационные) компетенции.
Заместитель министра образования и молодежной политики Свердловской области Ирина Андреевна Серкова представила доклад на тему «Национальный проект «Образование»: от модернизации инфраструктуры к трансформации системы образования Свердловской области».
Спикер поблагодарила Академию Минпросвещения России за возможность провести окружной форум для педагогов в Верхней Пышме. Это позволило продемонстрировать представителям образовательных организаций Уральского федерального округа возможности созданного специально для детей Свердловской области уникального образовательного пространства Дворца технического творчества, на площадке которого размещаются самый крупный в регионе детский технопарк «Кванториум» и Центр цифрового образования «IT-куб».
– Мы двигаемся в рамках вектора национального проекта «Образование», – отметила Ирина Андреевна. – Начали реализацию проекта в 2018-м, шестилетний цикл его реализации запланирован до 2024 года. Мы создаем «Точки роста» – центры образования в школах малых городов и сёл, которые оснащаются самым современным оборудованием, чтобы дети в «Точках роста» и ближайших школах могли обучаться в новом формате. До конца 2024 года все школы в сельской местности и малых городах будут иметь свою «Точку роста».
Кроме того, спикер отметила, что в регионе продолжается развитие сети технопарков «Кванториум». Со следующего года проект будет реализован в новом формате – это будет школьный «Кванториум», который в рамках сетевого взаимодействия будет участвовать в развитии этого направления. «Кванториумы» создаются за счет областного и местного бюджетов по запросам жителей муниципалитетов. Активно развиваются и центры цифрового образования «IT-куб».
Своими впечатлениями и ожиданиями поделились педагоги:
Анна Карплюк, Салехард, ЯНАО:
– Общение, возможность поделиться своим опытом с профессиональным сообществом, лично познакомиться с коллегами. Хочется поработать на оборудовании, которое нам продемонстрируют. Очень жду мастер-классы. Надеюсь, обменяемся кейсами, и нам, а значит и обучающимся, будет интереснее работать. Дворец технического творчества впечатляет масштабами, видно, что всё продумано для занятий техническим творчеством. Место для общения, встреч, занятий – всё на высшем уровне.
Денис Кузнецов, Качканар:
– На базе школы № 7 у нас есть «Точка роста». Жду практическую часть форума – мастер-классы, чтобы потом делиться опытом с коллегами.
Денис Плеханов, Дворец технического творчества, Верхняя Пышма:
– Познакомиться с коллегами, подчерпнуть идеи работы с детьми. Меня интересует направление, связанное с командообразованием. В первый день коллеги рассказали о миссии дополнительного образования, детских технопарков и центров цифрового образования. Это важно для понимания того, что мы даем детям не только по конкретным направлениям, но и по межпредметным навыкам.