Экстрабилити: новые способности

Участники первого инклюзивного хакатона создали технические решения, направленные на развитие взаимодействия между людьми с инвалидностью и без неё.

С 10 по 12 апреля во Дворце технического творчества состоялся первый инклюзивный хакатон в Свердловской области.

Организаторами события выступили Дворец молодёжи, АНО «Белая трость» и ФГАОУ ВО «Российский профессионально-педагогический университет».

Инклюзивный хакатон реализуется при поддержке Департамента внутренней политики Свердловской области с привлечением средств Фонда президентских грантов.

Впервые инженеры и IT-специалисты работали совместно с людьми с инвалидностью в поле инклюзивного взаимодействия. Чтобы перенять опыт организации такого мероприятия, на хакатон прибыл Дурсун Арслан, вице-президент Турецкой Федерации слабовидящих, вице-президент Турецкой ассоциации предпринимателей без границ, специалист по проверке доступной среды в Министерстве семьи и социального обеспечения Турецкой Республики.

Соревнования проводились по двум направлениям:

  • «Инженерные решения»;
  • «ИТ-решения».

Под руководством опытных наставников в течение трех дней команды-участники создавали прототипы игр для организации инклюзивного взаимодействия между людьми с инвалидностью и без неё.

Наставниками команд стали педагоги детских технопарков «Кванториум» и центров цифрового образования «IT-куб», структурных подразделений Дворца молодёжи.

Уникальность события в том, что в команды, кроме обучающихся детских технопарков «Кванториум» и центров цифрового образования «IT-куб», вошли дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата Екатеринбургской школы-интерната «Эверест» и нарушениями зрения Верхнепышминской школы-интерната имени А. С. Мартиросяна. Именно они выступали в роли экспертов и тестировщиков созданных участниками хакатона продуктов.

В качестве экспертов выступили:

Направление IT

  • Диана Александровна Мустафина, исполнительный директор дивизиона «Особенные решения» ПАО Сбербанк УРМ, г. Екатеринбург;
  • Сергей Юрьевич Уймин, методист Свердловской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих им. Мамина-Сибиряка;
  • Андрей Сергеевич Крестников, начальник управления информационных технологий технического университета УГМК;
  • Александр Сергеевич Икрянников, начальник отдела поддержки прочих информационных систем УГМК.

Направление «Инженерные решения»

  • Данил Анатольевич Савельев, директор ООО «ВИТРОКОММЕРЦ», эксперт по доступной среде;
  • Дмитрий Викторович Трошин, владелец компании ООО «Литмет», инженер-металлург;
  • Ирина Вячеславовна Суханова, директор Детского центра совместного творчества «Развитие».

По итогам хакатона все команды получили от экспертов советы по доработке и совершенствованию созданных продуктов.

12 апреля состоялась церемония награждения победителей и призёров хакатона. С приветственными словами к участникам обратились:

  • Светлана Витальевна Блаженкова, начальник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями департамента общего и дополнительного образования Министерства образования и молодежной политики;
  • Юлия Владимировна Маевская, и. о. директора Дворца молодёжи;
  • Олег Борисович Колпащиков, президент АНО «Белая трость»;
  • Арслан Дурсун, вице-президент Турецкой Федерации слабовидящих, вице-президент Турецкой ассоциации предпринимателей без границ, специалист по проверке доступной среды в Министерстве семьи и социального обеспечения Турецкой Республики.

Финал хакатона стал волнующим событием для организаторов, экспертов и участников. Команды дорабатывали свои проекты и защищали их перед жюри в атмосфере доверия и поддержки, которая помогла чувствовать себя комфортно.

О своем участии в проекте рассказала Софья Рублёва, участница команды INCLUgame в области инженерных решений:

– Мы разработали инклюзивную игру, которая, по сути, стала слиянием двух игр: игра, в которой нужно просто кидать кубик и потом фишками ходить по полю, и фанты. В нашей команде был мальчик с проблемами со зрением, очень вежливый и воспитанный. Мне было очень интересно с ним общаться! В команде были ещё два мальчика и две девочки. Мальчики занимались разработкой прототипа инклюзивной игры, а девочки полностью проработали теоретическую часть и составили презентацию. Вся команда у нас прекрасно сложилась. В первый день мы немного растерялись, но к середине второго – свободно общались между собой. Мероприятие мне очень понравилось, у всех команд были разные интригующие идеи.

Экспертным мнением об инклюзивном хакатоне поделился Дмитрий Викторович Трошин, инженер-металлург, собственник компании ООО «Литмет»:

– На хакатоне я впервые. Было очень сложно оценивать работы команд, так как, на мой взгляд, все дети заслуживают наивысшей оценки. Я впечатлен организацией этого проекта и Дворцом технического творчества в Верхней Пышме. Рад, что являюсь частью проекта!

О своих впечатлениях рассказали обучающиеся Дворца молодёжи.

Кванторианец из Екатеринбурга, Макар Семянников, в составе своей команды занял первое место в треке «IT-сфера»:

– Мне понравилось, как всё было организовано: сначала думал, что сложно будет работать в команде с незнакомыми людьми и еще с ограничениями по здоровью. Из нашего технопарка было 7 ребят, и мы все были перемешаны в командах. Особенно оценил игровую форму знакомства. Надо было, например, с закрытыми глазами вырезать снежинку. Я уже был на Молодёжных инклюзивных играх, которые проводили совместно с «Белой тростью» в феврале, этот опыт помог мне на хакатоне. С удовольствием буду участвовать в подобных мероприятиях и дальше! – рассказал Макар.

Тимур Григорьев в команде «Бегущие в лабиринте» занял второе место в треке «Инженерные решения»:

– Мне всё понравилось на хакатоне. Хотелось бы еще в нём участвовать и достичь больших высот. Конечно, было нелегко, переживали, что не хватит времени на изготовление модели и презентацию, но всё получилось. Нужно было сделать игру для инклюзивного взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Екатерина Барановская, педагог направления «Гео» детского технопарка «Кванториум. Верхняя Пышма», наставник одной из команд, поделилась мнением:

– Интересный опыт для подростков. Ребята смогли выстроить взаимодействие. Так, например, Никита (слепой мальчик) предлагал идеи, остальные их поддерживали. Непросто донести некоторые моменты в разработке слабовидящему участнику, сложно ставить задачи, приходится подробнее объяснять. Ребята разрабатывали макет игры-лабиринта, в которую могут одновременно играть слепой и видящий. На компьютере они создавали 3D-модель. Слабовидящие ребята хорошо работают в программах, меня это поразило: как можно, не видя процесс в пространстве, создавать модели! В задачи наставников входила как раз организация работы в команде, и ребята быстро освоились.

Хакатон «Экстрабилити: новые способности» – финальное мероприятие проекта «Школа юных мастеров инклюзии». В рамках подготовки к хакатону было проведено обучение инклюзивному взаимодействию педагогов, обучающихся центров «IT-куб», детских технопарков «Кванториум», школ-интернатов, студентов. Организованы инклюзивные игры и Дни инклюзии в центре «Развитие».

Партнеры проекта «Школа юных мастеров инклюзии» (ШЮМИ):

Проект «Школа юных мастеров инклюзии» стартовал летом 2022 года.

Центр психолого-педагогического сопровождения и профориентации обучающихся Дворца молодёжи является соразработчиком проекта и совместно с РГППУ проводит научное исследование качественных изменений в коммуникативных компетенциях у участников проекта.

Задача проекта – развитие компетенций инклюзивного взаимодействия у обучающихся и педагогов в системе дополнительного образования.

Дворец молодёжи принимает активное участие в реализации подобных программ. В их числе развитие инклюзивного туризма в регионе, спорт для детей с ОВЗ. Подготовка обучающихся и предоставление площадок для проведения всероссийских отборочных этапов Международного конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс», участие в организации мероприятий в рамках социального проекта «Дети – детям».

Всего за время реализации проекта Дворец молодёжи принял участие в 13 событиях, в которые были вовлечены как педагоги, так и обучающиеся.

В рамках реализации проекта «Школа юных мастеров инклюзии» свыше 200 педагогов и студентов, в том числе команда Дворца молодёжи, прошли 16-часовой курс обучения по инклюзивному взаимодействию.

Обучение проводит команда тренеров от Автономной некоммерческой организации «Белая трость» и Регионального кадрового центра государственного муниципального управления. Педагоги получили представление об особенностях взаимодействия с людьми, имеющими ментальные и психические нарушения, развили уникальные навыки управленческой борьбы в инклюзивных управленческих поединках.

Проект «Школа юных мастеров инклюзии» реализуется в течение года, проводятся инклюзивные игры, хакатоны и тематические встречи.

28 октября в благотворительном детском центре совместного творчества «Развитие» состоялся День инклюзии. Его участниками стали педагоги дополнительного образования из Дворца молодёжи. Для них провели экскурсии, им рассказали о специалистах центра и занятиях детей в кружках. Завершился вечер мастер-классами по рисованию песком, вышиванию игрушки, лепке из пластилина и даже робототехнике. Педагоги смогли проявить себя в инклюзивных группах и сделать сувениры на память. В завершение все участники встречи получили сертификаты.

8–11 ноября на базе отделений технического творчества Дворца молодёжи прошли «Молодежные инклюзивные игры». В играх приняли участие обучающиеся «IT-куба. Уралмаш», детского технопарка «Кванториум. Первоуральск», ученики адаптивных школ-интернатов № 10, 11, 12, 13 в Екатеринбурге, школы № 12 в Первоуральске и Центра психолого-медико-социального сопровождения «Эхо».

Во Дворце технического творчества в Верхней Пышме и детском технопарке «Кванториум. Екатеринбург» состоялись Инклюзивные управленческие поединки.

К другим новостям

Похожие записи

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x