Экосистемный подход: цели объединяют

ай-ти куб

Каким должно быть дополнительное образование? Как сделать его доступным, качественным и востребованным?

О новых подходах к организации учебного процесса, создании инновационного образовательного пространства, о проектах и технологиях управления – в интервью с заместителем директора Дворца молодёжи по научной работе Ларисой Смирновой.

Тренды образования XXI века – гибкость, персонализация, ориентация вокруг навыков будущего. Для того чтобы занять лидирующие позиции в образовательной сфере своих регионов, организациям нужно использовать новые возможности, изменять подходы к своей работе и создавать уникальные модели управления, развиваясь и сотрудничая с множеством образовательных площадок. Ответом на вызовы современности и появление инновационных технологий станут образовательные экосистемы.

Дворец молодёжи объединяет большую сеть образовательных организаций – как строится взаимодействие с ними, по каким принципам реализуется управление?

Сегодня в структуру Дворца молодёжи входят базовые площадки, реализующие инновационные образовательные проекты и программы, на данный момент их 85, а также структуры, которые вошли в состав Дворца в рамках реализации национального проекта «Образование». Среди них Региональный модельный центр, в состав которого входит 83 муниципальных опорных центра, расположенных в каждом муниципальном образовании Свердловской области. Детские технопарки «Кванториум», центры цифрового образования детей «IT-куб», центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» (к 2024 году планируется открыть на территории Свердловской области 416 таких центров) также работают в составе Дворца
молодёжи.

Поэтому интеграцию уникального опыта, возможностей и ресурсов всех участников, а также обеспечение высокого качества, доступности и эффективности дополнительного образования в Свердловской области мы видим через реализацию экосистемного подхода, основанного на совокупной деятельности всех её субъектов – от педагога до профессионально ориентированных сообществ.

В конце 2019 года Дворец молодёжи стал федеральной инновационной площадкой с проектом «Экосистемный подход в развитии дополнительного образования детей в Свердловской области», и мы продолжаем развивать это направление.

В чём заключаются основные особенности экосистемного подхода в сфере дополнительного образования? Как он реализуется во Дворце молодёжи?

Экосистема дополнительного образования – образовательное пространство, в котором организация, содержание и реализация образовательного процесса осуществляется за счет деятельности заинтересованных и взаимодействующих между собой сообществ – правомерных участников дополнительного образования детей.

По сути, мы создаем инновационное образовательное пространство, в котором важнейшим фактором развития является система партнерских отношений различных сообществ, выполняющих разные функции, но реализующих одни цели. Сообщество сообществ, в силу своих интересов, призвано постоянно генерировать предложения по совершенствованию образовательной практики для достижения более качественных результатов.

На региональном уровне организатором экосистемы дополнительного образования детей Дворец молодёжи выступает как организация, обеспечивающая сотрудничество с образовательными и социально экономическими сферами областной инфраструктуры – сообществами науки, высшего профессионального и общего образования, предпринимательского сектора, органов государственной власти, общественности, производства, здравоохранения, культуры и искусства.

Формирование сообщества сообществ осуществляется через систему различных мероприятий. Например, семинары, круглые столы, курсы повышения квалификации, в рамках которых Дворец молодёжи информирует о возможностях и направлениях развития детей в системе дополнительного образования и его роли в современном мире. Здесь очень важна обратная связь, выявляющая интересы сообщества к этому виду образования и возможные форматы взаимодействия.

Каковы перспективы внедрения экосистемного подхода?

Экосистемный подход в развитии дополнительного образования детей Свердловской области ориентирован, прежде всего, на формирование опыта реализации образовательной деятельности, сочетающей интересы ребенка, семьи и общества и социально-экономические потребности региона. Опирается на создание нового ресурсного потенциала дополнительного образования детей, включающего материальные, интеллектуальные и кадровые составляющие многообразных сообществ. Направлен на реализацию модульной системы развития профессионального уровня педагогических работников, построенной на основе паритета социально-профессиональной и индивидуально-ориентированной составляющих.

О перспективах развития дополнительного образования во Дворце и в регионе, о том, какую роль в реализации системы управления обучением играет РМЦ – структурное подразделение Дворца молодёжи, и о том, как повлияли дистанционные технологии на учебный процесс – читайте на нашем сайте во второй части интервью с Ларисой Смирновой.

Оставить комментарий

Для комментирования нужно авторизоваться,