Участники первого инклюзивного хакатона создали технические решения, направленные на развитие взаимодействия между людьми с инвалидностью и без неё.
С 10 по 12 апреля во Дворце технического творчества состоялся первый инклюзивный хакатон в Свердловской области.
Организаторами события выступили Дворец молодёжи, АНО «Белая трость» и ФГАОУ ВО «Российский профессионально-педагогический университет».
Инклюзивный хакатон реализуется при поддержке Департамента внутренней политики Свердловской области с привлечением средств Фонда президентских грантов.
Впервые инженеры и IT-специалисты работали совместно с людьми с инвалидностью в поле инклюзивного взаимодействия. Чтобы перенять опыт организации такого мероприятия, на хакатон прибыл Дурсун Арслан, вице-президент Турецкой Федерации слабовидящих, вице-президент Турецкой ассоциации предпринимателей без границ, специалист по проверке доступной среды в Министерстве семьи и социального обеспечения Турецкой Республики.
Соревнования проводились по двум направлениям:
- «Инженерные решения»;
- «ИТ-решения».
Под руководством опытных наставников в течение трех дней команды-участники создавали прототипы игр для организации инклюзивного взаимодействия между людьми с инвалидностью и без неё.
Наставниками команд стали педагоги детских технопарков «Кванториум» и центров цифрового образования «IT-куб», структурных подразделений Дворца молодёжи.
Уникальность события в том, что в команды, кроме обучающихся детских технопарков «Кванториум» и центров цифрового образования «IT-куб», вошли дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата Екатеринбургской школы-интерната «Эверест» и нарушениями зрения Верхнепышминской школы-интерната имени А. С. Мартиросяна. Именно они выступали в роли экспертов и тестировщиков созданных участниками хакатона продуктов.
В качестве экспертов выступили:
Направление IT
- Диана Александровна Мустафина, исполнительный директор дивизиона «Особенные решения» ПАО Сбербанк УРМ, г. Екатеринбург;
- Сергей Юрьевич Уймин, методист Свердловской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих им. Мамина-Сибиряка;
- Андрей Сергеевич Крестников, начальник управления информационных технологий технического университета УГМК;
- Александр Сергеевич Икрянников, начальник отдела поддержки прочих информационных систем УГМК.
Направление «Инженерные решения»
- Данил Анатольевич Савельев, директор ООО «ВИТРОКОММЕРЦ», эксперт по доступной среде;
- Дмитрий Викторович Трошин, владелец компании ООО «Литмет», инженер-металлург;
- Ирина Вячеславовна Суханова, директор Детского центра совместного творчества «Развитие».
По итогам хакатона все команды получили от экспертов советы по доработке и совершенствованию созданных продуктов.
12 апреля состоялась церемония награждения победителей и призёров хакатона. С приветственными словами к участникам обратились:
- Светлана Витальевна Блаженкова, начальник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями департамента общего и дополнительного образования Министерства образования и молодежной политики;
- Юлия Владимировна Маевская, и. о. директора Дворца молодёжи;
- Олег Борисович Колпащиков, президент АНО «Белая трость»;
- Арслан Дурсун, вице-президент Турецкой Федерации слабовидящих, вице-президент Турецкой ассоциации предпринимателей без границ, специалист по проверке доступной среды в Министерстве семьи и социального обеспечения Турецкой Республики.
Финал хакатона стал волнующим событием для организаторов, экспертов и участников. Команды дорабатывали свои проекты и защищали их перед жюри в атмосфере доверия и поддержки, которая помогла чувствовать себя комфортно.
О своем участии в проекте рассказала Софья Рублёва, участница команды INCLUgame в области инженерных решений:
– Мы разработали инклюзивную игру, которая, по сути, стала слиянием двух игр: игра, в которой нужно просто кидать кубик и потом фишками ходить по полю, и фанты. В нашей команде был мальчик с проблемами со зрением, очень вежливый и воспитанный. Мне было очень интересно с ним общаться! В команде были ещё два мальчика и две девочки. Мальчики занимались разработкой прототипа инклюзивной игры, а девочки полностью проработали теоретическую часть и составили презентацию. Вся команда у нас прекрасно сложилась. В первый день мы немного растерялись, но к середине второго – свободно общались между собой. Мероприятие мне очень понравилось, у всех команд были разные интригующие идеи.
Экспертным мнением об инклюзивном хакатоне поделился Дмитрий Викторович Трошин, инженер-металлург, собственник компании ООО «Литмет»:
– На хакатоне я впервые. Было очень сложно оценивать работы команд, так как, на мой взгляд, все дети заслуживают наивысшей оценки. Я впечатлен организацией этого проекта и Дворцом технического творчества в Верхней Пышме. Рад, что являюсь частью проекта!
О своих впечатлениях рассказали обучающиеся Дворца молодёжи.
Кванторианец из Екатеринбурга, Макар Семянников, в составе своей команды занял первое место в треке «IT-сфера»:
– Мне понравилось, как всё было организовано: сначала думал, что сложно будет работать в команде с незнакомыми людьми и еще с ограничениями по здоровью. Из нашего технопарка было 7 ребят, и мы все были перемешаны в командах. Особенно оценил игровую форму знакомства. Надо было, например, с закрытыми глазами вырезать снежинку. Я уже был на Молодёжных инклюзивных играх, которые проводили совместно с «Белой тростью» в феврале, этот опыт помог мне на хакатоне. С удовольствием буду участвовать в подобных мероприятиях и дальше! – рассказал Макар.
Тимур Григорьев в команде «Бегущие в лабиринте» занял второе место в треке «Инженерные решения»:
– Мне всё понравилось на хакатоне. Хотелось бы еще в нём участвовать и достичь больших высот. Конечно, было нелегко, переживали, что не хватит времени на изготовление модели и презентацию, но всё получилось. Нужно было сделать игру для инклюзивного взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
Екатерина Барановская, педагог направления «Гео» детского технопарка «Кванториум. Верхняя Пышма», наставник одной из команд, поделилась мнением:
– Интересный опыт для подростков. Ребята смогли выстроить взаимодействие. Так, например, Никита (слепой мальчик) предлагал идеи, остальные их поддерживали. Непросто донести некоторые моменты в разработке слабовидящему участнику, сложно ставить задачи, приходится подробнее объяснять. Ребята разрабатывали макет игры-лабиринта, в которую могут одновременно играть слепой и видящий. На компьютере они создавали 3D-модель. Слабовидящие ребята хорошо работают в программах, меня это поразило: как можно, не видя процесс в пространстве, создавать модели! В задачи наставников входила как раз организация работы в команде, и ребята быстро освоились.
Хакатон «Экстрабилити: новые способности» – финальное мероприятие проекта «Школа юных мастеров инклюзии». В рамках подготовки к хакатону было проведено обучение инклюзивному взаимодействию педагогов, обучающихся центров «IT-куб», детских технопарков «Кванториум», школ-интернатов, студентов. Организованы инклюзивные игры и Дни инклюзии в центре «Развитие».
Партнеры проекта «Школа юных мастеров инклюзии» (ШЮМИ):
- Дворец молодёжи (Центр психолого-педагогического сопровождения и профориентации обучающихся)
- Российский государственный профессиональный педагогический университет (Лаборатория развития исследовательских компетенций)
- Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной колледж»
- ПАО «СБЕРБАНК»
- ОАО «Уральская горно-металлургическая компания»
- ООО «Литмет»
- ООО «Витрокоммерц»
- Свердловская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих им. Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка
- АНО «Точка кипения»
- Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Верхнепышминская школа-интернат имени А. С. Мартиросяна»
- Детский центр совместного творчества «Развитие»
- Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест»
- ГАУ ДПО СО «Региональный кадровый центр государственного и муниципального управления»
- ООО «Институт дизайна управления и конкурентных стратегий»