
В Екатеринбурге продолжается финал XV Всероссийского фестиваля молодёжной журналистики TIME CODE. Второй день оказался ещё более насыщенным и интересным, чем первый: он объединил участников на мастер-классах, в практических мастерских и педагогической лаборатории.
Продолжаем рассказывать о событиях фестиваля!
23 октября площадкой фестиваля стал «Синара Центр». Утро началось с планёрки для финалистов конкурса в номинациях «Текст» и «Мультимедийный проект».
Члены жюри Иван Печищев и Элена Гваришвили подробно разобрали работы заочного конкурса, объяснили, как справляться с типичными ошибками и делать свои работы сильнее и интереснее.
Медиатренер, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ (Пермь) Иван Печищев начал своё выступление признанием: его приятно удивил уровень работ, особенно в школьной лиге. Но некоторые рекомендации авторам всё же прозвучали.
– Иногда в проектах не хватало глубины, уточнений, новизны. Встречались «информативные», энциклопедичные проекты. Зачем писать статью, напоминающую текст из «Википедии», если можно обратиться к эмоции? – обратился к участникам Иван Печищев. – В медиапроектах не так важно, что сказано. Важнее то, как сказанное переживается. Нам сегодня нужны истории, люди, эмоции. Именно они заставляют людей обращать на проект внимание, запоминать его, делиться им.


По словам эксперта, в современных мультимедийных проектах аудитория может стать соавтором – и это стоит использовать. Например, добавлять какие-то интерактивные действия внутри проекта, позволять читателям оставлять реакции и обратную связь, обращаться к ним напрямую. Такое вовлечение поможет сохранить и поддержать интерес к проекту.
О работах в номинации «Текст» рассказала редактор Альфа-Банка, автор Лайфхакера, Афиши Daily, «Мела», Теория&Практика Элена Гваришвили:
– Если хотите связать свою карьеру с журналистикой, вам важно уметь складывать слова в предложения, потому что текст – основа всего, фундамент, на котором всё держится. Каждое слово в вашем материале должно иметь смысл, быть там зачем-то. К сожалению, школа приучает нас лить воду, писать большие сочинения. Поэтому нужно разграничивать, что вы делаете в школе, а что – в студии журналистики. Очень важно писать добросовестно: «копать» тему, общаться с людьми, находить экспертов и героев.
Элена Гваришвили напомнила слушателям, как важно чётко формулировать тему материала и представлять своего читателя, что ему интересно, что его цепляет. Чтобы не написать сухой и неинтересный текст, можно ставить себя на место читателя: о чём хотел бы прочитать я, о чём мне было бы интересно узнать?
Планёрка собрала финалистов конкурса и их наставников из разных городов и медиацентров. Одна из них – Анастасия Козырева, участница екатеринбургской студии журналистики «Nавигатор». В фестивале она участвует в третий раз.
– TIME CODE – это отличная возможность получить профессиональный отзыв на свои работы, познакомиться с людьми, которые интересуются тем же, чем и ты, круто провести время, – отметила Анастасия. – После каждого фестиваля я по-другому оцениваю свои работы, начинаю пользоваться новыми приёмами. Например, уже знаю и применяю то, что на разборе задач рассказывала Элена на фестивале в прошлом году.


Параллельно проходил интерактивный мастер-класс «Урал как вдохновение» от основателя проекта Made in Ural, бренд-дизайн-директора рекламного агентства «Восход» Владислава Деревянных.
На мероприятии Владислав поделился опытом создания визуального стиля Урала, опираясь на богатое культурное наследие региона. Рассказал, как творчество уральских писателей и поэтов, природа, музыка и легенды стали источниками вдохновения для создания свежих образов и смыслов для дизайна и брендинга. Показал, как создавались уникальные символы и образы, отражающие характер Урала – от маскотов и фауны до фирменных шрифтов и многоязычных футболок с названиями городов.
– Владислав рассказывал нам о бренде Made in Ural, который продвигает Урал и его уникальность, – рассказал ученик школы № 48 Екатеринбурга Дмитрий Глухов. – Мне очень понравилось. Благодаря спикеру я узнал много интересного – например, что на самом деле нужно совсем немного, чтобы объединиться и дружить с единомышленниками. Если есть желание, можно создать свой бренд и вместе с друзьями воплощать самые смелые идеи и проводить мероприятия.
Мастер-класс «Урал как вдохновение» прошёл в атмосфере живого обсуждения и обмена идеями, позволил ребятам лучше понять, как рождаются визуальные образы территории и как через дизайн поддерживать культуру и идентичность Урала. Тема локальной идентичности плавно продолжилась открытым интервью с директором «Агентства развития Сысерти», лидером и основателем креативного кластера «Лето на Заводе» Яном Кожаном.
Такой формат придумали на фестивале в прошлом году. По словам модератора встречи Киры Альтман, его суть – в настоящих, искренних, не заготовленных заранее вопросах, которые позволяют собеседникам действительно слышать и понимать друг друга.
– Уверен, что очень важно уделять время и внимание нашей молодёжи, ребятам, которые только начинают свой профессиональный путь. Своим рассказом мне хочется вас поддержать. Мне импонирует формат нашего разговора – честный и открытый, – заявил Ян в начале встречи.


Участники спрашивали его об отношении к конкуренции, о формировании команды, добрых делах и поступках. Спикер постарался ответить на всё максимально подробно, чтобы никто из ребят не ушёл разочарованным.
Вторую половину дня посвятили практическим занятиям: участники разошлись по пяти мастерским. Дискуссионная площадка «Лёгкий старт в медиа: развиваем креативность и базовые медиаскилы» позволила ребятам в живом формате обменяться мнениями о журналистике и творчестве и стать участниками весёлого квиза. В рамках мастерской «Кино в цифрах: визуализация данных о прокате» под руководством Ивана Печищева юные журналисты создавали графики, диаграммы и инфографику визуализации данных о кинопрокате в Екатеринбурге, опираясь на них, искали скрытые тенденции в мире кино.
– Мы изучили много информации о прокате фильмов в Свердловской области за 2025 год и в России за последние 10 лет. Посмотрели, какой у фильмов бюджет, какие сборы, сколько зрителей их видели. Наша команда проанализировала Топ-5 самых кассовых фильмов и нарисовала схему будущей публикации на плакате, – рассказала участница мастер-класса Соня Зарипова.
Фотограф портала Geometria Иван Червоный на мастерской «Азбука репортажа: от первого кадра до готовой истории» делился со слушателями собственным опытом и советами, как сделать репортажные снимки, коммерческие или любительские, которые не оставят равнодушным зрителя. По словам спикера, главное – всегда стремиться к саморазвитию, показывать другим только то, чем действительно гордишься. Схожие мысли звучали в соседней мастерской «Как заговорить с кем угодно, даже если ты интроверт» от Элены Гваришвили. Там ребята разбирали конкретные примеры из отечественной и зарубежной журналистской практики.
Сценарист, режиссёр, кинопедагог Павел Морозов учил ребят искусству новостных репортажей. Каждая команда получила специальный чек-лист, который позволяет вычислить слабые и сильные стороны роликов и сделать их интереснее. В отдельной лаборатории педагоги освоили новые инструменты и научились справляться со стрессом.
Педагогическая лаборатория состояла из двух частей и стартовала в галерее на Главном проспекте. Мероприятие проходило в формате медиации.
Педагоги не просто прошли по залам музея, но и научились использовать медиацию как педагогическую технологию и интегрировать её в образовательный процесс. Также участники получили возможность пообщаться с художником, чьи картины сейчас выставлены в галерее.


В библиотечном центре педагогов ожидала арт-терапевт, которая провела активность «Экология души». Во время этого занятия обсуждались практики, помогающие сохранять душевную гармонию и возвращать себя из состояния стресса в состояние спокойствия. Участники освоили нейропрактики, поработали с метафорическими картами, попробовали песочную арт-терапию и поиграли на глюкофоне.
Первая часть мероприятия была посвящена медиации как технике, которую можно использовать при работе с детьми. Во второй части педагоги узнали о техниках, помогающих восстановить баланс после взаимодействия с детьми.
И в каждой из встреч этого дня то подробно, то мельком останавливались на вопросе, который стал темой фестиваля: кто такой журналист и кто такой инфлюенсер, в чём сильные и слабые стороны каждого?
– Мне кажется, эта тема очень актуальна. Она позволяет нам лучше понять, в чём разница и в чём сходство между этими людьми. Благодаря ей мы перестаём считать сегодняшнее несущественным, знакомимся с современными явлениями без обесценивания и предубеждения. Я для себя поняла, что инфлюенсер – необидное слово, и мне стало хорошо. А у ребят свой путь: кто-то задумается о наших сегодняшних открытиях через пять минут, кто-то вспомнит о них через пять дней, кого-то осенит через пять лет. Увидим, что будет, – заключила обозреватель Business Fm, документалист, создатель практикума Altman Talks Кира Альтман.






















