5 декабря во Дворце технического творчества состоялся областной семинар «Организация работы с детьми с ОВЗ в дополнительном образовании».
В событии приняли участие 70 специалистов из 20 муниципалитетов Свердловской области дополнительного, общего, профессионального и коррекционного образования, а также люди с инвалидностью по зрению, слуху, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Организатор семинара – Центр психолого-педагогического сопровождения и профориентации обучающихся Дворца молодёжи.
Основной темой обсуждения стала специфика организации инклюзивного образования – не воздействие, а взаимодействие. Правильно организованное взаимодействие людей из разных социальных групп приносит ощутимую пользу каждому.
– Чтобы педагогу конструктивно взаимодействовать с людьми, детьми с инвалидностью и ОВЗ, иногда важны не столько внешние условия, сколько внутренняя готовность говорить и действовать на равных. Именно этого часто не хватает в образовательных организациях всех уровней. К слову, аналогов данному мероприятию для педагогов нет – это наша находка. Семинар построен так, чтобы педагоги и специалисты не только получили информацию о новых технологиях, но и примерили их на себя и усвоили главный принцип: от грамотно организованного инклюзивного взаимодействия новым опытом и навыками прирастает каждый. Особенно радостно, что эта тема важна для педагогов. Некоторые коллеги из отдаленных муниципалитетов ехали всю ночь, чтобы попасть на наш семинар, – рассказала Диана Куваева, руководитель Центра психолого-педагогического сопровождения и профориентации обучающихся Дворца молодёжи.
Ольга Кузнецова (имеет инвалидность 1-й группы), руководитель общества инвалидов «Радуга», тренер инклюзивного взаимодействия, и Светлана Шайхуллина, психолог-куратор программы наставничества «СБСС», познакомили участников с технологией проведения инклюзивных управленческих поединков. Инклюзивная пара тренеров рассказала, в чём специфика инклюзивных конфликтов и как важно правильно разрешать конфликт, чтобы получать новые навыки, а не разрушительные эмоции. Педагоги попробовали себя в роли участников конфликта и попытались конструктивно разрешить предложенные ситуации.
Во второй части семинара педагоги осваивали новые технологии профориентации и организации инклюзивного взаимодействия через деловую игру «Инклюзивная ярмарка вакансий и способностей». Игра разработана специалистами Центра психолого-педагогического сопровождения и профориентации обучающихся Дворца молодёжи.
Участники были поделены на 2 группы. Одна группа создавала проекты компаний с учетом выпавших игровых ролей, другая – осваивала технологию организации молодежных инклюзивных игр. Совместно с партнёрами Дворца по проекту «Школа юных мастеров инклюзии» были организованы мастер-классы:
- «Чтение по Брайлю»: педагоги расшифровывали мемы и поговорки, написанные шрифтом Брайля. Провела Екатерина Дементьева, методист ДТ «Кванториум. Екатеринург», Ельцин Центр.
- «Техновидение с завязанными глазами»: на глаза участникам надеваются повязки, с помощью робота с голосовыми командами они определят цвета и препятствия. Провел Андрей Матвеев, педагог по робототехнике ДТ «Кванториум. Верхняя Пышма».
- «Пластилинография»: команда с завязанными глазами должна совместно слепить человека будущего. Провела Ольга Коробейникова, педагог-психолог Центра психолого-педагогического сопровождения и профориентации обучающихся Дворца молодёжи.
- «Увидеть слово»: один из участников с помощью обучающего видео показывает слово на языке жестов, остальные пытаются его расшифровать. Провела Лидия Гаврилова, заведующий лабораторией психолого-педагогического сопровождения Фонда поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое сечение».
- «Лабиринт на коляске»: участник с завязанными глазами должен провезти коллегу на инвалидной коляске по лабиринту из конусов, ориентируясь на подсказки команды. Провела Ирина Васильева, менеджер АНО «Белая трость».
– Понятие «инклюзия» невозможно осознать, лишь читая о нём. Только личный опыт взаимодействия создает ту самую включенность, понимание процессов построения коммуникации, учёт особенностей каждого в команде. Подобные мероприятия формируют человекоцентричное мышление у тех, кто созидает наше будущее, – у педагогов и будущих лидеров.
Особенно важно это для бизнеса: инклюзия способствует созданию более эффективно работающих команд, которые способны учитывать разнообразие и потенциал каждого члена. В условиях растущей конкуренции успешные компании ценят уникальность и способности своих сотрудников, превращая различия в конкурентные преимущества. Давайте вместе закладывать основы здорового и гармоничного общества!
– Я никогда не играл в такую игру. Сначала было тревожно, но потом стало очень интересно работать с другими людьми в команде. Мы все работали на общий результат, много смеялись, поддерживали друг друга. Все были на равных, и компания, которую мы придумали, получилась просто классная!
– Семинар прошел хорошо, хотя был апробирован первый раз. Заметно, что проект развивается. Формат деловых игр был интересен тем, что в него погружали людей не только нормотипичных, но и с инвалидностью. И они выступали не как объект наблюдения, а наравне со всеми проходили собеседования и мастер-классы. Актуально и современно!
– Это действительно уникальное мероприятие. Включить человека без инвалидности в правильную инклюзию бывает нелегко, а педагогов особенно. Сегодня это действительно получилось! Сценарий, разработанный психологами Дворца молодёжи, позволил максимально быстро и качественно включить в инклюзивное взаимодействие всех участников, при этом каждый получил еще и опыт найма сотрудников. Благодарю Дворец молодёжи за многолетнее плодотворное партнерство, вместе мы формируем инклюзивную культуру и творим историю!