Идея создания Дворца молодёжи возникла ещё в середине пятидесятых, но вскоре стройка заморозилась.
В 1970-х строительство решили взять под своё крыло Центральный комитет ВЛКСМ и уральские оборонщики. Начальником стройки был назначен Леонард Израилович Брук.
Впоследствии он стал и первым директором новой организации.
Родился Леонард Брук 24 сентября 1937 года в Ленинграде. Окончил Свердловский институт народного хозяйства по специальности «экономист». В 1971 году по рекомендации Свердловского обкома комсомола Леонарда Израиловича утвердили на должность директора строящегося Дворца молодёжи.
В 1973-м, после сдачи Дворца с оценкой «отлично», Леонард Брук стал его генеральным директором. Спустя год он был удостоен звания лауреата Премии Совета Министров СССР за строительство Дворца молодёжи.
Будучи гендиректором, Леонард Израилович стремился к тому, чтобы у молодого поколения было больше возможностей для профессионального роста и раскрытия талантов.
В 1998 году Леонард Брук награжден орденом Дружбы, затем орденом «Знак Почёта». Стал заслуженным работником культуры России, удостоен знаков «Отличник Министерства культуры СССР», «Отличник профтехобразования» СССР и РСФСР, «Отличник народного просвещения». В 2007 году ему присвоено звание «Почетный гражданин Свердловской области».
Леонард Израилович всегда говорил: «Дворец молодёжи – это моя судьба, это всё, чем я всегда жил». Под его руководством Дворец молодёжи строился и развивался на протяжении 35 лет, с 1972 по 2007 годы.
Уникальный архитектурный объект впечатлял всех и своим обликом, и интерьерами.
Через год после официального открытия Дворца молодёжи на Киностудии им. А. М. Горького Сергей Герасимов снял фильм «Дочки-матери». В одном из его эпизодов принял участие Леонард Брук.
– Про «Дочки-матери»! Ну, конечно, это же фильм про девочку-подростка из профтехучилища, воспитанницу детдома, которая в поисках матери едет из Свердловска в Москву. Знаете, сколько таких подростков из профтехобразования прошло через наш Дворец! Поэтому, когда Сергей Аполлинариевич Герасимов, снимая свердловские эпизоды, предложил запечатлеть момент открытия Дворца и мне, генеральному директору, сняться в этой сцене, – я согласился. Правда, большим актёром не стал. Я произношу в фильме единственную фразу: «Дворец открыт!» Но радует, что картину частенько показывают. Знаете, что мне дорого в этой девочке-подростке? Внутренняя цельность. Вот такими же мы старались воспитывать ребят в своём Дворце, – рассказывает Леонард Брук.
Леонард Израилович знал всё, что происходит во Дворце. Он занимался организацией образовательного процесса с детьми, управлением системой дополнительного образования, её ресурсным обеспечением, повышением квалификации специалистов.
По словам первого директора, Дворец создавался, «чтобы равнодушных не было. Наша задача – не вылавливать беспризорников по подворотням, наша задача – создать условия для становления личности».
Опыт работы организации освещался в различных научных изданиях и методических журналах федерального уровня, таких как «Внешкольник», «Дополнительное образование», «Народное образование», «Практика административной работы в школе».
1970–80-е стали яркой эпохой в жизни Дворца молодёжи. Выставки технического творчества, театральная студия, спортивные секции, танцевальные и музыкальные объединения, фестивали, праздники, конкурсы, концерты – всё это возникло в те годы. И, как принято сейчас говорить, в новом формате продолжает жить сегодня.
– 167 направлений работы у нас было! Помните? «Юные интеллектуалы Среднего Урала», программа «Родники», уроки «Крестьяноведение» в сельских школах области… И это был не просто досуг для ребят, времяпрепровождение. Хотя попеть песни у костра – само по себе хорошо. Любой свой шаг мы рассматривали, выражаясь высоким стилем, как путь к социальному становлению молодого человека. Говоря проще: всё то, что недодавала школа в пределах государственного стандарта или школьной программы – должны были «додать» мы, – говорит Леонард Брук.
Именно на то время пришелся расцвет легендарного ансамбля народного танца под руководством Александра Поличкина, объездившего с гастролями весь мир. В 1976 году был создан вокально-инструментальный ансамбль «Алёнушка», тоже ставший знаменитым, теперь это эстрадная студия. Известным стал и оркестр баянистов. Все эти коллективы продолжают успешно работать и сейчас.
– Дворец был признан уникальной моделью педагогической индустрии (институт управления, кадровый центр, педагогическая лаборатория). Ему не было аналогов в России. 400 специалистов объединения Дворца молодёжи работали для 8 тысяч педагогов и 370 тысяч ребят области, которые, так или иначе, через Дворец были приобщены к дополнительному образованию.
Читаю сейчас на сайте: и экологическое, и политехническое, и спортивное направления – всё существует. А какой шикарный дворец выстроили для экологов! В каком месте сказочном, в парке. А места-то я ещё добивался. Все были против!
Леонард Брук был полностью погружен в свою работу и делал её по совести. Своей главной чертой он называет коммуникабельность. Именно его умение найти подход к каждому человеку помогло Дворцу встретить таких ярких личностей советской эпохи. «А у меня много кто бывал в кабинете – академик А. Сахаров, А. Кириленко, М. Горбачёв, Э. Пьеха, Г. Хазанов, космонавты П. Климук и П. Беляев, А. Пугачёва, Рауль Кастро, Сергей Герасимов с Тамарой Макаровой. Любое посещение, любых гостей я использовал для воспитания».
Работала во Дворце молодежи с 1998 по 2001 год. Теплые воспоминания об этих годах. Леонард Израилович, из кафе, приносил нам (в отдел программно- методического обеспечения) тарелки с едой, и кабачки со своей дачи. Ходили к нему просить билетики на концерты. Строгий, а в глазах искорки. На своем месте был, настоящий хозяин. Хорошие были времена!!!