Дворец молодёжи продолжает делиться историями о педагогах. Напомним, 2023-й Указом Президента России объявлен Годом педагога и наставника.
Александр Веревкин, наставник энерджиквантума детского технопарка «Кванториум. Верхняя Пышма», выступил на образовательном форуме «Беспилотные транспортные системы» в технопарке универсальных педагогических компетенций ФГАОУ ВО РГППУ.
Александр окончил Уральский государственный университет путей сообщения по специальности «Электроэнергетика и электротехника» со степенью магистра. Педагог уверен, что будущее энергетики связано с водородным топливом.
Александр рассказал об альтернативных источниках питания беспилотных транспортных систем (БТС). В том числе о водородной системе питания и возможностях её применения в беспилотных летательных аппаратах.
На занятиях в энерджиквантуме дети изучают альтернативную энергетику. У Александра большой опыт использования водородного топлива в проектной деятельности обучающихся – дважды команды детского технопарка принимали участие во всероссийском конкурсе «Первый элемент».
– Почему водородное топливо в качестве альтернативного источника энергии – оптимальный вариант, по вашему мнению?
– Наиболее перспективное направление альтернативной энергетики – водородные топливные элементы. Водород – один из самых распространенных элементов на Земле, а значит, бесконечный источник энергии. Топливные элементы могут работать в разных мощностных диапазонах и отличаются широкой сферой применения. Главные экономические преимущества водорода как основы топливной системы: его значительная энергоемкость (140 МДж/кг), высокий КПД водородных электрохимических генераторов, способность активно вступать в электрохимическую реакцию.
– Где применимы альтернативные источники энергии?
– Использование топливных элементов в первую очередь актуально для самого популярного транспорта в двадцать первом веке – автомобильного. Отрасль развивается стремительно и непредсказуемо. Поиски оптимальных вариантов получения и безопасного использования водорода приводят к появлению неожиданных решений. Например, технология «гранул в картридже». Гранулы аммиака помещаются в специальный картридж-газогенератор. После нагрева от бортового источника тепла из них выделяется газообразный водород. Преимущество такой технологии – возможность масштабировать загрузку топлива в зависимости от конкретных задач. Поэтому велика вероятность, что уже через несколько лет водородные технологии будут выглядеть совсем иначе, чем представляется сейчас.
– Как используется водородное топливо в БПЛА?
– Водородные топливные системы в воздушных стационарных объектах применялись еще в начале 2000-х, но с появлением БПЛА они нашли новое применение. По сравнению с литий-ионными батареями дроны на основе водород-воздушных элементов дешевле в 20 раз, а стоимость пролета 1 км на водороде в два-три раза ниже, чем при использовании двигателей внутреннего сгорания. Сегодня у этого рынка уже есть реальные перспективы в доставке грузов в отдаленные населенные пункты, проведении ремонтных работ на трубопроводах и телекоммуникационном оборудовании.
Беспилотные летательные аппараты на водородных топливных элементах способны находиться в воздухе без подзарядки до трех часов, совершать перелеты на 100 км, с грузом и даже при отрицательных температурах.
– Почему изучение альтернативной энергетики – перспективное направление для современных школьников?
– В мире наблюдается тенденция перехода на возобновляемые источники энергии, которые не наносят ущерб экологии и обеспечивают высокий уровень энергетической безопасности. Развитию альтернативной энергетики уделяется всё больше внимания. Привлечение школьников к инженерно-инновационным областям развивает их способности к интеллектуальному и техническому творчеству, позволяет попробовать себя в технической сфере и сориентироваться в выборе профессии.
Напомним, 2023-й Указом Президента России объявлен Годом педагога и наставника. Мы регулярно публикуем на сайте интервью с наставниками Дворца молодёжи. Следите за нашими новостями.