Как выбрать направление дополнительного образования

До старта приёмной каМпании Дворца молодёжи остались считанные дни.

 Ольга Александровна Коробейникова, педагог-психолог Центра психолого-педагогического сопровождения и профориентации обучающихся Дворца молодёжи, дала несколько советов о том, как выбрать направление дополнительного образования для ребенка.

– Что делать, если выбор ребенка и родителей не совпадает?

– Такая ситуация может возникнуть, потому что родители чаще всего записывают детей на программы дополнительного образования по следующим причинам:

  • чтобы было, чем занять ребенка после школы;
  • чтобы ребенок общался, а не сидел в телефоне;
  • чтобы ребенок получил новые знания и навыки;
  • за компанию.

Очень редко, чтобы ребенок мог определиться с направлением будущей профессиональной деятельности, или у ребенка есть желание развиваться в определенном направлении.

Нет ничего плохого в том, что мы стараемся создать все условия для развития ребенка, но будут ли они благоприятными? Родители могут настоять, чтобы ребёнок посещал выбранную программу, но ребенку эти занятия быстро наскучат, он начнет их прогуливать. В итоге родители переживают, ребенок не знает, что делать, тревожится, но все равно не ходит на занятия.

Чтобы ребёнку захотелось посещать объединения дополнительного образования, рекомендуем при выборе направления учитывать следующие факторы:

Во-первых, личностные и возрастные особенности ребёнка. Это его темперамент и характер (например, насколько ребенок активный или спокойный, общительный или сам по себе).

Во-вторых, его способности: общие (как ребенок воспринимает информацию, насколько физически развит) и к определенным видам деятельности (художественные, музыкальные, математические, технические, организационные, двигательные).

В дополнительном образовании – множество различных детских объединений и программ. Выбрать одно, даже два-три направления – очень сложно. А понять, что будет интереснее ребенку, – совсем непросто. Тем более что часто ребенок, пока не попробует, не может понять, будет ли эта программа ему интересна. Да, существуют мастер-классы и открытые занятия, но побывать на всех физически невозможно. Учет личностных и возрастных особенностей ребенка поможет сузить спектр разнообразных вариантов и сосредоточить свой выбор на том, что будет ему интересно с наибольшей вероятностью.

Еще один важный фактор – интерес и потребности ребёнка. Желание ребёнка посещать объединения дополнительного образования напрямую зависит от его интереса и потребностей, в них и заложена мотивация к обучению. Обратите внимание на то, что для него ценно (например, общение с друзьями, познание нового, возможность самовыражения).

Посмотрите варианты программ дополнительного образования в выбранном направлении, которые смогут удовлетворить эти потребности. Обсудите программы с ребенком, запишитесь на пробное занятие, сходите на день открытых дверей.

Это поможет найти те программы дополнительного образования, которые зацепят ребенка и станут для него значимыми. Чаще всего такие программы влияют на его профессиональный выбор в будущем.

Ребенок не знает о многообразии и содержании программ дополнительного образования. Поэтому задача родителей – открыть для него мир дополнительного образования, наглядно показать и рассказать, какие есть кружки, студии, клубы, секции. Сейчас многие организации дополнительного образования проводят дни открытых дверей, в рамках которых вы можете узнать о программах, познакомиться с преподавателями, изучить техническое оснащение организации, а ребенок может попробовать себя на мастер-классах.

– Можно ли выбрать сразу несколько направлений из разных сфер и нужно ли «грузить» ребенка множеством дополнительных занятий?

– Несомненно, необходимо учитывать физическую и психологическую нагрузку на ребенка. К ней относится:

  • время, которое ребёнок проводит в процессе обучения или выполнения обязательных домашних дел, сложность обучения;
  • время, которое ребёнок затрачивает на дорогу до объединения и обратно;
  • «груз ответственности», который появляется, когда мы возлагаем чересчур большие ожидания на ребенка или требуем слишком высоких результатов.

Чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению ребенка, как следствие – ухудшению физиологического и психологического состояния.

Невозможно дать однозначный ответ, где эта мера, и сколько занятий ребенок может посещать. Здесь важно как можно объективнее оценивать способности и возможности ребенка.

Воспользуйтесь макетом обычного расписания дня, впишите в него по максимуму загруженность ребенка, начиная с завтрака, заканчивая походом вечером в душ. Посмотрите, много ли свободного времени у ребенка остается? Свободное время – тот ресурс, который позволяет ребенку восполнить свою энергию и снизить уровень нагрузки. В расписании ребенка должен быть как минимум один день, свободный от любых обязательных дел, и как минимум пара свободных часов каждый день.

Если же вы всё-таки планируете с ребенком записаться на несколько программ дополнительного образования, желательно, чтобы они были разными по видам деятельности. Например, на одной программе интеллектуальная деятельность, а на второй – двигательная или творческая.

Правила, как избежать перегрузки:

  • Никогда не сравнивайте ребенка с собой или окружающими. Если вы в 10 лет уже умели играть на гитаре или могли говорить на другом языке – это совершенно не значит, что ваш ребенок сможет так же. Возможно, он быстрее утомляется и медленнее схватывает новый материал. Каждый человек развивается в своем темпе. Вы можете сравнить успехи ребенка с его успехами в прошлом. Например, чтобы отметить, что у него хорошо получается, или где есть трудности и как их можно преодолеть.
  • Не заставляйте ребенка делать что-то через силу. Конечно, многие дети ленятся, но чаще они действительно не хотят заниматься чем-либо. Уважайте их интересы! Если ребенок говорит, что ему совсем не нравится рисование, и он с большим удовольствием будет играть в футбол, считайтесь с этим.
  • Не пытайтесь воплотить в ребенке всё, что не сумели сами. Даже если вы мечтали, что сын станет выдающимся конструктором, а дочь – теннисисткой, совсем необязательно, что ваши интересы совпадут с интересами вашего ребенка. Возможно, у него другие таланты.

Нереализованные мечты родителей – одна из причин, почему ребенок спустя время отказывается ходить в кружки и секции.

Какие еще последствия это может нести для детей:

  • Вы принимаете решение за ребенка, давая ему понять, что его мысли и желания не так важны.
  • Ребенок привыкает, что должен соответствовать ожиданиям других, как итог – нарушенная самооценка.
  • Ребенок становится не способен к пониманию своих желаний.
– Если родители не смогли добиться успеха в определенном виде деятельности, но любят это дело и хотят привить эту любовь своим детям – в этом нет ничего страшного. Но как это сделать без ущерба для ребенка?

– Начните воплощать в жизнь свои нереализованные мечты. Например, если вы хотели научиться играть на фортепиано, запишитесь в музыкальную школу для взрослых. Для вас открыты все двери, продолжите свое любимое занятие и, возможно, в скором времени ребенок заразится вашей увлеченностью и захочет побольше узнать о вашем хобби, попробовать вместе с вами.

Обязательно оставляйте ребенку свободное время, которым он сможет распоряжаться самостоятельно. Пусть ребенок сам решит, что он больше хочет делать – пойти погулять или поиграть. Дети, как и взрослые, нуждаются в отдыхе!

Будьте внимательны к ребенку, разговаривайте с ним, узнавайте о его желаниях и интересах. Если ребенок стал сильно уставать, возможно, нужно снизить нагрузку. Если ребенку сложно переключаться и усваивать много новой информации, лучше сфокусировать внимание на одной секции вместо нескольких.

Узнать о программах дополнительного образования Дворца молодёжи можно на нашем сайте по ссылке. 

К другим новостям

Похожие записи

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x