Кто-то летает на самолете, кто-то в облаках, а кто-то благодаря прыжкам на батуте. И речь не о детской забаве, а о сложнокоординационном виде спорта, который развивает выносливость и закаляет характер.
Антон Эрнестович Рудик – тренер по прыжкам на батуте во Дворце молодежи, мастер спорта, президент Федерации по прыжкам на батуте Свердловской области. И сегодня он продолжает заряжать своей энергией подопечных. Уверен, что если есть желание, то возможно абсолютно всё.
Его спортсмены – победители и призеры различных соревнований и первенств УрФО и России. Среди них Матвей Смотрин, Федор Радаев, Всеволод Зубарев, Вадим Анненков, Екатерина Долгополова, Тигран Туманян. Благодаря упорству и постоянной работе на результат ребята день за днем становятся лучшей версией себя.
– Антон Эрнестович, как вы пришли в спорт?
– Мои родители играли в оркестре Болковского во Дворце молодежи. Меня не с кем было оставить, и я ездил с ними на все репетиции. Потом пришел в спортзал, через год стал заниматься прыжками на батуте. В 12–13 лет начал добиваться первых результатов.
После травмы на моих первых серьезных соревнованиях – чемпионате России в Краснодаре, когда мне было 14, мама сказала: «Ты больше не будешь заниматься прыжками на батуте!» Я был не согласен с этим, запирали дома – я сбегал. С того момента у меня началась фанатичная любовь к этому виду спорта.
– С какого возраста дети приходят заниматься на батуте?
– На начальный этап подготовки дети приходят в 7–8 лет. Хотя у меня есть спортсмены, которые и в 12 лет начинали. Для прыжков на батуте это поздно, но своим упорством ребята добиваются серьезных успехов, и в 16 лет становятся кандидатами в мастера спорта. Хотя всё же это единицы.
– На сколько лет рассчитана программа?
– Первый этап подготовки во Дворце молодежи рассчитан на 8 лет. По ее окончании спортсмены проходят четырехлетнюю программу, я ее называю Школой высшего спортивного мастерства. Это взрослые ребята старше 17 лет, которые обязательно должны показывать результаты, выполнять необходимые требования. Под каждого спортсмена пишется отдельная программа примерно на год, что каждый из них будет делать и на какие соревнования поедет.
– По каким критериям отбираются дети?
– Как правило, многие тренеры смотрят на рост родителей – в приоритете низкорослые дети. Сейчас я один из самых высоких батутистов в России, мой рост 185 см. Но всё же в первую очередь мы смотрим физические данные ребенка. Для поступления необязательно кувырки, колеса делать супертехнично с точки зрения гимнастики. Мы смотрим, что умеет ребенок, а потом уже определяемся с выбором.
– В чём особенность этого вида спорта, какие качества он развивает?
– Прыжки на батуте развивают координацию. Наши спортсмены работают на уровне инстинкта и умеют быстро принимать решения в той или иной ситуации. Всё потому, что на соревнованиях каждый прыжок длится две секунды, и в эти мгновения нужно сделать определенные положения, сальтовые вращения и не только.
В свое время помогал с тренировками представителям других видов спорта, таким как сноуборд, гимнастика, плавание, футбол, хоккей. В прыжках на батуте работают все группы мышц. Мы не будем бегать, прыгать, плавать лучше, чем тот же легкоатлет или пловец. Но они вряд ли выполнят нашу программу. Это очень специфичный вид спорта!
Можно сказать, что прыжки на батуте – это смежный вид спорта к любым другим видам. За исключением может шахмат или стрельбы из лука.
– Насколько этот спорт травматичен?
– Мы всегда стараемся обезопасить спортсменов, минимизировать травмы, но, как и в любом виде спорта, они возможны.
В прыжках на батуте очень сильно работает подсознание, которым ты не всегда можешь управлять. Когда спортсмен приходит на тренировку, он должен полностью отключиться от внешних факторов, сосредоточиться только на занятии. Мне ведь нужен результат от каждой тренировки.
– В чём особенность школы прыжков на батуте во Дворце молодежи?
– Это первая школа прыжков на батуте, которая появилась в Свердловской области, её основал заслуженный тренер России Николай Петрович Мамин. Сегодня здесь преподают воспитанники учеников Николая Петровича. Для нас очень важна преемственность поколений.
Если сравнивать с областными центрами, то во Дворце молодежи очень достойные условия. На таких батутах, как у нас, проходят все мировые соревнования. Один из батутов – самой последней модели, он появился после Олимпиады в Лондоне в 2012 году.
– На что делается упор на занятиях?
– Кто-то думает, чтобы уметь прыгать на батуте, достаточно сделать сальто. Но батутист – это спортсмен, который работает в комплексе. Ребята сначала разминаются, растягиваются, делают акробатические упражнения и только потом идут на батут. Далее силовая подготовка. Если из этого конструктора уберешь какой-то кирпичик, например, растяжку, то у тебя не будет красивых прыжков. Не будешь заниматься ОФП – не будешь высоко прыгать. Тут очень много факторов. И мы работаем над всеми группами мышц, над всеми упражнениями. Поэтому тренировки проходят по 2–3 часа. Но это не значит, что спортсмены безвылазно прыгают на батуте.
У меня все ребята умеют садиться на шпагат, работают над растяжкой. Мой девиз такой: ты должен прожить свой день лучше, чем вчера. Неважно, в школе или на тренировке.
– Сколько всего ребят занимается прыжками на батуте?
– Во Дворце молодежи – около 200 детей-батутистов. Но я пока работаю только со спортсменами. У меня группа из 14 человек, и все разрядники. Мне интересно заниматься с теми, у кого действительно есть желание. С теми, кому интересно заниматься, всегда интересно работать. Они и меня развивают. Если у меня появится группа начальной подготовки, буду воспитывать в них любовь к батуту.
Для меня все ученики как братья и сестры. Надо воспитывать поколениями, и я стараюсь делать именно так. Чтобы маленькие дети смотрели на взрослых и видели, как можно прыгать. Потом и они дорастают до уровня старших. В моей группе любой спортсмен может спокойно подойти к другому, попросить помощи в тренировке, и ему не откажут.
– Как часто ваши спортсмены выезжают на соревнования, не мешает ли это основной учебе?
– В прошлом году мы раз в месяц ездили на соревнования. В сентябре у нас уже запланировано несколько соревнований. Ребята договариваются в школе, их отпускают. У меня два высших образования, сейчас я прохожу переквалификацию на тренера-преподавателя. Есть и еще несколько квалификаций. Образованию нет предела. И одно другому не мешает, если есть желание.
– Где и как после окончания обучения находят себя ваши воспитанники?
– Необязательно идти в спортивный институт, если занимаешься спортом. Если захотят ребята, то пойдут, это их дело. Среди наших спортсменов есть и медик, и программист.
– Кем из своих спортсменов вы особенного гордитесь?
– Они все у меня супер! В этом году Матвей Смотрин получил мастера спорта России. Уверен, что в течение следующего года это звание получат еще три спортсмена.
– В каком возрасте можно стать мастером спорта по прыжкам на батуте?
– Мастером спорта можно стать с 14 лет. Я в 16 лет стал мастером спорта, а заниматься прыжками на батуте начал в 7. Бывают такие уникумы, что и за 4 года могут стать мастерами спорта.
– Почему вы рекомендуете начать заниматься прыжками на батуте?
– Во-первых, это самый крутой вид спорта. Но, скажем так, я просто сильно фанатею от него. Для себя лично не вижу ничего лучше прыжков на батуте. Во-вторых, мы всесторонне развиваем спортсменов на высоком уровне. Они обладают хорошей гибкостью, координацией и спортивно-силовыми качествами. А еще ни в каком другом виде спорта нет такого ощущения полета. Может быть, только у парашютистов. Когда ты прыгаешь на батуте, это самое крутое, что ты можешь ощутить, выполнив еще и какие-то действия в своем полете. Ты чувствуешь себя королем воздуха!