Музыка и танец неотделимы друг от друга. Чтобы стать профессионалом в своем деле, нужно не только уметь красиво двигаться, но и слышать и слушать музыку.
Далеко не во всех танцевальных коллективах юных танцоров учат разбираться в музыкальной литературе.
В лаборатории движения «Форма» педагог-концертмейстер Дарья Пинтковская рассказала нам, чем дети занимаются на ее занятиях и как это помогает им лучше танцевать.
– Дарья, расскажите, как вы стали работать в лаборатории движения «Форма»?
– В коллектив требовался концертмейстер на занятия по классическому танцу. Меня пригласили посмотреть, как проходит образовательный процесс, проникнуться атмосферой на занятиях. Меня настолько впечатлило увиденное, что я точно для себя решила, что хочу работать здесь и быть частью этого большого, дружного и талантливого коллектива. Вот так я стала концертмейстером и педагогом лаборатории движения «Форма».
– Как начинался ваш профессиональный путь?
– Свой профессиональный путь я начала в 7 лет, когда родители привели меня на отбор в музыкальную школу. По окончании восьмилетнего обучения я была настолько увлечена музыкой и той атмосферой, которая складывается в творческих кругах, что решила продолжать своё образование в этой сфере. Музыкальный колледж я с отличием окончила в 2008 году. Музыка стала для меня делом всей жизни, профессией.
Далее был совершенно новый этап – переезд в Екатеринбург и 5 лет обучения в Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского. Пожалуй, самыми запоминающимися за это время для меня стали ежегодные выступления в филармонии на Bach Fest. Там мне посчастливилось поработать с удивительно талантливыми музыкантами из Германии – Колоссальный и незабываемый для меня опыт!
– Вы педагог по слушанию музыки и музыкальной литературе. Можете рассказать, из чего состоит ваша работа с детьми, как проходят занятия?
– Занятия проходят раз в неделю, в группах. На занятиях дети учатся слышать и слушать музыку. Развивают свои слуховые и ритмические навыки, что помогает им более тонко и умело выражать себя в танце. Помимо этого, дети знакомятся с разными инструментами, учатся их различать, узнают историю их возникновения. Я знакомлю детей с музыкой танцев разных народов мира.
Сначала мы погружаемся в атмосферу той или иной эпохи и страны, беседуем, делимся своими впечатлениями о музыке танца, на слух определяем, какие инструменты были задействованы в отрывке или целом произведении.
– Не во всех коллективах есть педагоги этой направленности. Поделитесь, почему это необходимо танцорам? Какие навыки они приобретают?
– Музыка и танец неразрывно связаны друг с другом, поэтому занятия по слушанию музыки и музыкальной литературе занимают важное место в процессе становления юных танцоров.
На занятиях по музыкальной литературе дети знакомятся с разными музыкально-театральными жанрами музыки, такими как опера, балет, мюзикл. Поэтому только слушать мало, необходимо ещё и смотреть, что происходит на сцене, и понимать, как это отображается в музыке. Здесь обучающиеся приобретают навык не только слушать музыку, но и видеть, как музыка «выглядит», какими средствами выразительности композитор смог это передать.
Чтобы стать профессионалом в своём деле, нельзя ограничиваться только своей направленностью. Чтобы стать яркой личностью, необходимо как минимум разбираться в смежных с твоей профессией областях. Я говорю о взаимосвязи музыки и танца, они неотделимы друг от друга.
– Можно ли научиться «слышать» музыку? Или чувство музыкального ритма закладывается при рождении?
– Особое внимание на своих занятиях я уделяю развитию ритма у детей. Для танцора, как и для музыканта, быть ритмичным – один из самых важных профессиональных навыков, который можно и нужно развивать. Постепенно дети накапливают теоретические и практические знания, начинают разбираться в музыке, слушать, слышать и выделять ключевые особенности и черты.
– Поделитесь яркими событиями коллектива!
– Наши обучающиеся приняли участие в международной олимпиаде по музыке, заняв призовые места. Ярким событием для детей стало посещение концерта «Бах для начинающих» в рамках ежегодного фестиваля Bach Fest, который проходит в филармонии. Очень порадовало, что многие пришли всей семьей.
Уметь слушать живую музыку – это навык, который развивается постепенно. И для детей, которые побывали на этом концерте, – очень ценный опыт. Они услышали живой орган, побывали в филармонии, многое узнали о музыке Баха, о том, как он сочинял свои произведения, учился играть на органе. Это всё очень расширяет кругозор не только детей, но и взрослых.
– Что посоветуете детям, которые только хотят начать заниматься танцами?
– Не откладывать свою мечту в долгий ящик, а прийти на отборочные экзамены и стать частью нашего дружного коллектива лаборатории движения «Форма».
Не упусти возможность стать частью одного из лучших танцевальных коллективов Екатеринбурга!