Около 400 юных журналистов со всей России, 8 спикеров, 4 локации. В минувшие выходные Дворец молодёжи стал площадкой для коммуникации юных журналистов и профессионалов медиа.
Здесь прошёл финал Всероссийского фестиваля молодежной журналистики TIME CODE 2023.
Главной темой фестиваля стала социальная журналистика. В этом году в программе было много интерактива, вовлеченности участников в диалог.
– Ежегодно мы получаем обратную связь от участников TIME CODE. B этом году они поставили перед нами непростую задачу: вместо лекций – больше интерактива, а ещё чтобы была организована площадка в формате «дети – детям». В результате у нас получилась очень интересная программа. Так, например, под руководством одного из постоянных спикеров нашего фестиваля Ксении Диодоровой подготовили неформальную дискуссионную площадку «Межкультурная коммуникация». Всех спикеров тоже сориентировали на интерактивы – квесты, интервью, практические мастер-классы, где спикеры рассказывали о своей работе и проектах, – рассказала Ирина Росинская, руководитель организационного комитета фестиваля TIME CODE.
Одним из партнёров фестиваля стала Почта России. Участники смогли бесплатно отправить эксклюзивные открытки в более чем 80 городов страны. Пункт посткроссинга работал прямо на фестивале. Работники Почты России помогали участникам оперативно найти индекс получателя и корректно заполнить адресные строки.
По словам руководителя оргкомитета фестиваля Ирины Росинской, дизайнерские открытки станут отличным подарком для друзей и близких и расскажут о фестивале в разных городах страны.
По традиции день начался с комментариев жюри фестиваля. «Прожарка» от экспертов конкурса – это возможность взглянуть на свои работы со стороны, чтобы расти профессионально. Традиционно члены жюри рассказали, на что обращали внимание в работах, какие критерии стали главными в их оценке, и что нужно сделать, чтобы повысить уровень работ.
Иван Печищев, член жюри и спикер фестиваля, рассказал о том, как оценивал работы, что важно для развития молодых журналистов. Он отметил большое количество работ в направлении «Мультимедийная история» – было интересно посмотреть на разные темы, подачу материала, варианты представления публикаций.
– Порадовало, что школьники не просто овладевают современными технологиями, но и с умом используют технические решения, чтобы донести свою мысль.
Спикер поделился впечатлениями от мастер-класса, который провел на фестивале – он прошёл в формате квеста по поиску информации. По словам спикера, несмотря на то что многие участники родились в цифровую эпоху, они не умеют её искать, поэтому мастер-класс был очень полезным для ребят.
– Если суммировать работы, которые я оценивал, и ту активность, которую сегодня наблюдал у ребят, можно сказать, что у журналистики есть будущее. Ребята интересующиеся, с горящими глазами. Главное, чтобы это сохранилось у них надолго.
По словам Ивана Печищева, современная молодёжь уже работает на новых платформах, ориентирована на обратную связь, нацелена на взаимодействие с аудиторией. Ребят волнует, что скажут читатели, зрители об их работах. Меняются интересы. Молодые журналисты больше погружаются в человеческое – их волнуют темы личной неприкосновенности, взаимоотношения, саморазвитие. Возможность готовить материалы, которые помогут сделать этот мир лучше.
Лариса Крапивина, член Союза журналистов России, руководитель отряда «Каравелла», подчеркнула, что одним из критериев оценки является проработка темы. Для этого необходимо быть компетентным в той или иной сфере. Без проработки не получится хорошего результата.
– Я считаю, что TIME CODE – это мегакрутой Всероссийский фестиваль. Здесь очень жесткая конкуренция и высокая планка, до которой надо прыгать. Поэтому важно, чтобы каждый из вас почитал работы других, а самое главное – прочитал работы, которые побеждают. Прямо на карандаш записываем, выходим, читаем, смотрим и начинаем понимать, за счет чего эти ребята оказались лучшими.
Всеволод Доможиров, ведущий флагман, руководитель пресс-центра отряда «Каравелла», старший преподаватель кафедры периодической печати и сетевых изданий департамента «Факультет журналистики» Уральского гуманитарного института УрФУ:
– В журналистике есть некие каноны, правила, как оформлять газеты и журналы. И о подписях к фото постоянно забывают, а это отдельный блок информации, который нужно сопроводить текстом. Фото должно содержать историю, и эту историю стоит рассказать. Почему читатель должен сам догадываться? Еще один совет: не выбирайте простой портрет героя. Снимите человека за деятельностью, попросите фото из личного архива, которое он хотел бы увидеть в газете. Всё это можно найти, чтобы фото действительно привлекало внимание, на него хотелось смотреть.
Алёна Чехомова, педагог и руководитель студии молодёжных медиа «Громко!», поделилась впечатлениями о дискуссии «Межкультурная коммуникация»:
– Это был наш первый опыт, и я считаю, что он удался. Это стало понятно, когда мы увидели, что на наш интерактив пришло очень много ребят. Все были вовлечены в процесс – активно высказывались, делились своим опытом и дали много советов друг другу о том, как решать проблемы, возникающие во время коммуникации. Дети довольны, потому что всё получилось очень тепло, «лампово», как они говорят.
Своим мнением поделился Павел Морозов, спикер фестиваля, режиссер, сценарист, кинопедагог, основатель народной киностудии «Лучкино». Он провёл мастер-класс на тему «Драматургия сюжета»:
– Информационное пространство и общество требует нового языка. Сегодня над этим работают множество министерств и ведомств. Люди, которые занимаются журналистикой по 40–50 лет, не знают, о чём говорить. Мы сейчас находимся на том эволюционном повороте, когда зарождается новый язык журналистики. И здесь, на фестивале, мы уже наблюдаем ростки этого нового языка.
О том, что такое социальная журналистика, и как работа журналиста поможет в решении социальных проблем, рассказала главный редактор издания «Такие дела» Евгения Волункова.
– Чтобы работать в этой сфере, нужно уметь выстраивать диалог с людьми в сложной ситуации, аккуратно разговаривать – знать специальные приёмы, чтобы не обидеть, разговорить, объяснить человеку, почему важно рассказывать о личном и тяжелом. Нужно быть немножечко психологом, и всё это нарабатывается с опытом.
Дарья Асланян, фотограф и фоторедактор издания «Такие дела»:
– Что нужно, чтобы быть хорошим фотографом? Самое главное – надо любить фотографию. Быть смелым, коммуникабельным, учиться, быть настойчивым, уметь снимать и писать.
Дмитрий Москвин, кандидат политических наук, руководитель Центра авторских экскурсий «Екбгуляем», провел мастер-класс «Как стать соавтором своего города»:
– Надеюсь, что мой мастер-класс станет для кого-то из ребят возможностью развиваться в урбанистической журналистике и натолкнёт их на мысль посмотреть на город иначе. Тренинг прошёл интересно. Все набрали много яркой и интересной информации. Каждый почувствовал, что может стать соавтором своего города и периодически будет менять язык описания. Учились формировать образ городского пространства, ничего о нём не зная, не читая, ориентируясь лишь на собственное восприятие. 15 человек – 15 уникальных способов говорения об этом месте. Они увидели, что можно выйти за шаблоны и говорить так, как не говорит больше никто. Узнали, как гулять по городам и видеть нюансы, которые обычно ускользают.
По словам спикера, TIME CODE за 13 лет своего существования стал активной средой для взаимодействия и важно, что формат становится более интерактивным – участники и гости активно вовлечены в процесс.
– Я вижу, как многие школьники прямо во время фестиваля что-то пишут и снимают. Уверен, что им этого сегодня не хватает. Это возможность выйти за привычные рамки и получить опыт, который им обязательно пригодится в жизни, – отметил Дмитрий Москвин.
Руководитель и главный редактор ИД «Первое сентября» Артём Соловейчик провёл мастер-класс по персональному сторителлингу.
– Рассказывая историю, очень важно, чтобы слушатель почувствовал вкус, запах, цвет. Ценится именно ваш уникальный опыт, и неважно, что миллионы других людей тоже это проживали. Если вы будете писать хотя бы по одной небольшой истории каждый месяц, то через несколько лет у вас накопится уникальный материал на целую книгу.
Кира Альтман, радио- и тележурналист, сценарист, документалист, ведущий обозреватель Business FM, автор канала Altman TV и подкаста Altman Touch:
– Мне было 14 лет, когда группа «Наутилус Помпилиус» выпустила новый альбом, и я пришла на ее пресс-конференцию. Я считала, что разбираюсь в музыке, как никто. На голове у меня рожки, на ногах огромные ботинки и полосатые чулки, жую жвачку – как человек, любящий панк-музыку. Встаю и задаю вопрос, который мне важно задать, ответ мне не важен – вопрос для галочки, для самоутверждения, беспощадный вопрос для того, кто должен на него ответить. Вопрос такой: «Борис Гребенщиков сказал, что он закончил свою карьеру в восемьдесят таком-то году, а вы в каком закончили?». Зачем я задаю этот вопрос? Мне не нужен ответ. Наша встреча поможет нам с вами отличить вопрос для галочки от вопроса, который истинно вас занимает, который не дает вам покоя, вопрос к человеку, кто мыслит по-настоящему «из себя» и способен помочь вам в вашем размышлении.
В мастерской «К чёрту шаблоны» ребята пробовали отвечать нестандартно на стандартные вещи, «размышлять из себя». Такую своеобразную «терапию» от Киры Альтман прошел и Евгений Горенбург, организатор, директор, идейный вдохновитель и генеральный продюсер ежегодного музыкального фестиваля Ural Music Night, президент спортивного клуба СК «Динамо – Хоккей на траве», соучредитель нескольких коммерческих организаций Екатеринбурга.
Юные журналисты тоже смогли задать вопросы приглашенному гостю. Они спрашивали и о том, как у него получается совмещать столько профессий, и как он справляется с тревогой, и на какие оценки учился в школе, и о чём болит его душа.
– Я был перед вами абсолютно искренен. Мне сказали, что среди вас многие видят свое будущее как журналисты. У нас есть огромная волонтерская команда Ural Music Night, постучитесь туда, там точно необходимы ваши усилия. Давайте работать вместе! – обратился к участникам Евгений Горенбург.
Церемония награждения победителей и призеров фестиваля проходила в большом зале Дворца молодёжи. Настроение вечера задавали талантливые ведущие. Антон Борисов – стендап-комик, сценарист, креативный продюсер телевизионных и интернет-шоу, один из основателей стендап-жанра в России, и Руслан Горяев, автор телеграм-канала «Ивенторы Урала», создатель самого большого ивент-сообщества на Урале и ивент-подкастов на Яндекс.Музыке.
Никто не ушёл без наград. Призеры и победители TIME CODE получил подарки и дипломы от организаторов фестиваля и партнёров – сети магазинов «Жизньмарт».
Первое место в номинации «Видеосюжет», школьная лига, и Гран-при фестиваля завоевали Мария Токарева и Александра Анчугина, участники проекта «Школа кино и телевидения «ШКИТ. Екатеринбург». Они сняли видеосюжет о тренере, который работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья. По словам победителей, работу было сделать непросто, но успешно справиться с ощущением растерянности от непредсказуемости результата помогли главный герой, сами участники сюжета и руководитель коллектива и педагог Виктор Зайцев.
– Попасть в шорт-лист фестиваля – пройти отбор среди 1000 работ – уже большое достижение. Конечно, мы надеялись выиграть, ожидания такие были. Победа – это безграничное счастье, восторг. Желаем молодым журналистам дерзать. Как сказал Антон Владимирович Михалёв, режиссёр телеканала «Карусель»: «Детям позволено многое. Дети могут снимать на темы, на которые не могут взрослые». Поэтому, пока у вас есть возможность, берите самые смелые темы, не бойтесь показаться скучными и несуразными. Стремитесь к тому, чтобы совершенствоваться и развиваться, и не бойтесь ошибаться.
Главный партнёр фестиваля – сеть магазинов «Верный» – подготовил для победителей свои подарки: каждая из участниц получила велосипед.
СДЕЛАЙ СЕБЯ САМ И К ТЕБЕ ПРИДУТ
Татьяна Миронова, шоураннер, генеральный продюсер рейтинговых реалити-шоу «Звезды в Африке» и «Каникулы в Мексике», рассказала о своем пути на телевидении, поделилась интересными моментами со съемок и ответила на все волнующие юнкоров вопросы.
– Журналистика, телевидение, любое медиа – это по любви. Нельзя выбирать эту профессию с прагматичным побуждением. Я как продюсер скажу, что самая большая проблема – это кадры. Вас у нас нет. А знаете почему вас у нас нет? Потому что большинство из вас боится. И вы думаете, что есть кто-то лучше, кто-то другой, у кого, например, есть связи и, конечно, такой человек придет на телевидение и будет работать на Первом канале, на ТНТ, на СТС. Нет. На этих каналах будут работать те люди, которые хотят это делать.
– Если хотите стать телеведущими на больших каналах – заведите соцсети и работайте там. Если вы неинтересны людям в соцсетях, вы не будете интересны миллионам зрителей. Делайте контент каждый день.
Лучшее продюсирование – это когда вы приходите ассистентом на площадку. Неважно, что вы живете не в Москве и Санкт-Петербурге. Если хотите заниматься продюсированием, ищите съемки, которые проходят в вашем городе.
Самое страшное, это когда вы боитесь ошибиться. Но самое классное происходит только тогда, когда вы ошибаетесь. Вы как минимум поняли, что пошли не туда, и подкорректировали свою дорогу. Обязательно нужно действовать! Даже самое неудачное действие – в разы полезнее продуманного бездействия.
Больше фотографий с мероприятия – в альбоме.