г. Екатеринбург, пр.Ленина, 1

TIME CODE: креатив и не только

В Екатеринбурге продолжается финал XV Всероссийского фестиваля молодёжной журналистики TIME CODE. 24 октября участники занимались сразу на двух площадках и закрепляли полученные за прошедшие несколько дней знания на практике.

Первая половина дня прошла на площадке Ельцин Центра. В начале руководитель организационного комитета фестиваля TIME CODE Ирина Росинская приветствовала участников и предупредила спикеров: «Отличительная черта нашего фестиваля – чувство свободы!».

С этим согласны финалистки фестиваля из Выборга, участницы школьного медиацентра «14 экспресс Плюс» Милана Морозова и Ева Ефимова. На TIME CODE они приехали впервые, но за два дня влюбились в его атмосферу.

– Впечатления от фестиваля замечательные! Здесь очень интересные и полезные темы, профессиональные спикеры. Большое впечатление произвела Кира Альтман, она запомнилась своей харизмой и подачей, работой с аудиторией и умением разруливать трудности. Ещё я очень много узнала на вчерашнем мастер-классе Элены Гваришвили по интервью. В медиасфере я совсем недавно, и фестиваль подарил мне полезные знания, которые я смогу использовать в работе, – поделилась мнением Ева Ефимова.

Милана добавила, что для неё особенно важно общение с другими участниками. Она надеется, что новые знакомства перерастут в интересные общие проекты, разговоры со студентами помогут старшеклассникам представить, что в будущем их ждёт на журфаке. А общение с профессионалами из сферы медиа даст ориентир, к чему стоит стремиться.

Например, много лайфхаков и рекомендаций удалось участникам получить от жюри во время разбора работ заочного конкурса. Перед слушателями выступили сценарист, режиссёр, кинопедагог Павел Морозов, кандидат педагогических наук, член Союза журналистов России, руководитель Центра гражданско-патриотического воспитания «Каравелла» Лариса Крапивина и руководитель пресс-центра отряда «Каравелла», старший преподаватель кафедры периодической печати и сетевых изданий департамента «Факультет журналистики» Уральского гуманитарного института УрФУ Всеволод Доможиров.

– Вы сняли неплохие работы, но надо переходить на более высокий уровень. Сделать это сложно, потому что это уровень не столько технический, сколько душевный, персональный для каждого из вас. Надо развивать себя, постоянно задавать себе вопросы: «Что я могу сделать ещё, как мне стать лучше?» – посоветовал Павел Морозов.

Креативный директор, преподаватель Британской высшей школы дизайна Илья Баксанов провёл интерактивный мастер-класс, посвящённый креативности и поиску новых взглядов на мир вокруг.

Спикер поделился практиками и идеями, которые помогают мыслить оригинальнее.

  1. Идею может предложить каждый – не нужно сразу ставить себе рамки и запреты.
  2. Важно быть открытым новому и неизвестному, не отвергать всё сразу – даже если мысль кажется странной.
  3. Помните, что проблема – не препятствие, а приглашение к поиску нового решения.
  4. Стоит развивать наблюдательность и приглядываться к окружающему миру – возможно, он сам даст подсказки.
  5. Важнейшие качества для креативного человека – ассоциативное мышление, изобретательность и находчивость.

К каждому правилу Илья Баксанов подобрал примеры: он предлагал ребятам отгадывать, что запечатлено на необычных фотографиях, придумывать новые подходы к привычному, искать неизвестное в знакомом.

Одновременно в зале Свободы музея прошла встреча с Ксенией Диодоровой – куратором, визуальным антропологом, сооснователем студии Gonzo: Research&Art. На примере исследовательско-художественного проекта Research&Art спикер рассказала слушателям о значении преемственности и её воздействии на общество. Опираясь на концепцию Джозефа Ная, Ксения объяснила, что такое мягкая сила и как она объединяет людей.

– Помнить всё не обязательно – важно не терять связь времён и уметь адаптировать старое к новому контексту. Человек способен сохранять, когда понимает и когда ему интересно. Наследие и инновация не противостоят друг другу – важно найти между ними баланс, – говорит Ксения Диодорова. 

В современном медиапространстве внимание становится избирательным – важно создавать то, что вызывает отклик. Интерактивность помогает понять отношение людей и их «тактильность» к тому, что они делают. При избирательности к информации необходимо оставлять «маячок» – образ, знак или приглашение к общению, которое удерживает интерес и направляет внимание.

В ходе встречи участники рассуждали, почему работает эстетика и как создаётся красота. У каждого своё понимание прекрасного, однако, по словам Диодоровой, чтобы создавать эстетику, нужно не только полагаться на личное чувство, но и изучать контекст: «Красота зависит от среды и времени. Важно формировать смысл вокруг красоты и учиться её создавать».

В Ельцин Центре можно было много узнать об искусственном интеллекте. Ему посвятила своё выступление Елена Пшенина, дизайнер и визуальный художник. Ребята узнали, как правильно работать с нейросетями, в чём слабости подобных помощников и что нужно делать, чтобы ваши работы выделялись среди AI-контента.

Программа продолжилась в креативном кластере «Домна». Участники встретились на масштабной лекции «Православие и креатив» сооснователя креативного агентства «Громкие рыбы» Тимура Исмаева. Интригующее название встречи оказалось одновременно и небольшим к ней спойлером: спикер рассказывал, как создавать вирусные ролики и на какие триггерные точки зрителей можно давить, чтобы получить реакцию и отклик. Например, это религия, смерть или… коты.

– Когда создаёшь ролики, обязательно думай о заголовках газет, – отмечал Тимур. – Очень важно представлять, как о вас могут написать, в каких формулировках – и давать журналистам и блогерам определённые крючки, за которые они могут зацепиться. Ещё можно делать двусмысленные высказывания, чтобы люди начинали спорить в комментариях. Это получается определённый интерактив, который повышает вирусность и привлекает зрителей.

Спикер подчеркнул, что видеоролики не стоит перегружать информацией – это сразу убивает вирусный эффект. По возможности лучше сокращать количество логотипов, брендов, названий – людей это отталкивает, они не хотят чувствовать себя бесплатной рекламной площадкой. Зато все охотно делятся тем, что совпадает с их идеалами и принципами. Поэтому нужно, чтобы созданное высказывание откликалось сразу многим.

Большое внимание уделили практике: ребята придумывали идеи для собственных рекламных роликов и разбирали кейсы, которые показывал им Тимур Исмаев, искали причины их успешности или, наоборот, недоработки, помешавшие продвижению.

– Сегодня была очень хорошая, включённая аудитория. Видно, что ребята очень стремятся напитаться знаниями, узнать как можно больше того, что им интересно и может пригодиться в будущем, – поделился впечатлениями об участниках фестиваля Тимур Исмаев. – Я хотел научить их превращать видеоролики в инфоповоды. Зачастую эти явления живут по отдельности. Но когда видео становится новостью – это отдельная магия. Надеюсь, у меня получилось передать это детям.

После лекции участники разошлись по мастерским. Как и накануне, они прокачивали свои навыки в разных направлениях медиа. Так, под руководством медиатренера, доцента кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ (Пермь) Ивана Печищева создавали игру, основой которой стал чат-бот. Специальные сервисы для создания диалогов большинству были раньше не знакомы, но все успешно в них разобрались и представили спикеру собственные интерактивные истории.

Илья Московец, фотограф информационного агентства URA.RU, провёл мастер-класс «Хроника новостей в объективе». Он рассказал о своём пути, нюансах работы в федеральных СМИ и секретах успешного кадра.

– Наша задача – вести своеобразную фотолетопись. Когда рядом происходит какое-то событие, незнающий человек может просто встать в сторонке и ничего не сделать. Другое дело – фоторепортёр. Тогда ты в гуще событий и фиксируешь каждый момент происходящего, – объяснил Илья Московец.

По мнению спикера, чтобы снимать профессиональные и запоминающиеся репортажи, необходимы насмотренность, любопытство и наблюдательность. Важно перебороть свои страхи, не стесняться подходить совсем близко к нужным людям или объектам. И много читать – это научит анализировать, размышлять, схватывать на лету.

В соседних мастерских ребята погружались в культурную повестку. Евгения Капитонихина, представительница Екатеринбургского театра современной хореографии «Провинциальные танцы», учила говорить об искусстве. Вместе со слушателями они разобрала разные жанры – от пресс-релиза до рецензии – и объяснила, как выдерживать стилистическую грань, чтобы текст получался не слишком сухим, но и не слишком заумным. А президент общественной организации «Культурное просвещение», режиссёр документальных фильмов Вадим Овчинников познакомил участников фестиваля с правилами создания завлекающего видео. По словам эксперта, в первую очередь нужно придумать хороший, цепляющий заголовок — например, изменить какую-то известную фразу, задать читателям вопрос или озвучить цифры. Так появляется интерес. Закрепить его поможет конфликт или интрига, яркие детали и логический вывод, концовка. Важно создавать напряжение и неожиданные повороты в истории, быть искренним и не распыляться на множество смыслов. Такую систему можно использовать в любом жанре, подчеркнул Овчинников.

– Оба дня проходят совершенно потрясающие мастерские! Участие в подобных фестивалях – очень крутой опыт, потому что ты не только обмениваешься опытом с другими командами, но и узнаёшь секреты съёмки от опытных спикеров, перенимаешь их приёмы, – отметил Георгий Перетрухин, участник Медиацентра «В КУБЕ» из Челябинской области. – Например, вчера на мастерской «Ищи ещё» мы учились правильно ставить свет и выстраивать кадр. Сегодня тоже узнали много полезного.

Пока дети учились новому, их наставники стали участниками отдельной специальной программы. Педагогическая лаборатория состояла из двух частей и была посвящена культуре. Сначала участники побывали на Свердловской киностудии, затем заглянули за кулисы Екатеринбургского театра современной хореографии «Провинциальные танцы».

И здесь же, в театре, закончился насыщенный третий день фестиваля TIME CODE. В рамках вечерней программы участники увидели спектакль Татьяны Багановой «Девушка с фарфоровыми глазами» и смогли обсудить его с труппой.

За 14 лет проведения TIME CODE в проекте приняли участие более 3500 конкурсантов в возрасте от 14 до 23 лет. С 2025 года фестиваль превращается в полноценный медиафорум нового поколения — пространство, где рождаются идеи, формируются команды и создаются проекты, способные повлиять на будущее российской медиасреды.

К другим новостям

Похожие записи

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x