7 августа стартует приёмная кампания центра цифрового образования детей «IT-куб. Верхняя Пышма» для двухгодичных программ.
Руководитель центра Ярослав Суровень рассказал, чему и как обучают в «IT-кубе» и как понять – подходят ли ребёнку профессии в области компьютерных технологий.
– Как вы пришли на работу во Дворец молодежи, чем она ВАС привлекает?
– Я занимаюсь педагогикой с 16 лет. Параллельно с предыдущим местом работы я получал образование в УрГПУ и думал, что было бы неплохо попробовать себя в сфере образования «по-крупному». Кроме того, я занимался программированием, состоял в различных ИТ-сообществах в сети Интернет. Совокупность технических компетенций и педагогическое образование позволили моему будущему руководителю найти меня и пригласить на работу. Именно так я оказался в команде Дворца молодежи.
Принимать участие в становлении личности, вносить вклад в развитие человека, видеть, как посеянные тобой семена приносят плоды, – невероятно ценно. В этом для меня заключается смысл работы в дополнительном образовании.
– Что изменилось в образовательной деятельности «IT-куб. Верхняя Пышма» с момента его открытия?
– «IT-куб» продолжает развиваться каждый день, в том числе в образовательной деятельности. Меняется подход в организации проектной работы – мы активно коммуницируем с родителями, развиваем педагогов, разрабатываем актуальные программы и корректируем учебные планы. Всё это позволяет повышать качество образовательно процесса. Мы не идеальны, но стараемся становиться лучше!
– Сколько детей вы набираете на обучение в 2023/24 учебном году?
– На новый учебный год запланирован набор 570 детей.
– Появились какие-то новые образовательные программы в центре?
– Да, например, вариативный модуль «Интернет вещей» или программа «Промышленная робототехника», которая реализуется совместно с Инженерной школой.
– Какие программы пользуются особой популярностью в вашем центре и почему?
– На это влияет множество факторов, и педагог в том числе, – сарафанное радио никто не отменял. Самые популярные – программы для детей от 8 до 11 лет, поскольку в Верхней Пышме очень много ребят этого возраста.
– Какие требования сейчас предъявляют родители и дети к обучению?
– Родителям важно, чтобы ребенок получал качественные знания, а не просто ходил на занятия, чтобы ему было интересно, полученные компетенции помогали в школе и выборе будущей профессии. Дети требований не выдвигают, но для их качественного обучения нужны доступность, современность и наглядность.
– Какое из направлений дети считают самым сложным?
– Традиционно «Искусственный интеллект». Набор на это направление осуществляется с 14 лет. Нужны не только уверенные навыки программирования, но и фундаментальная математическая подготовка, порой опережающая школьный уровень, способность работать самостоятельно и экспериментировать.
– А какое – самым доступным?
– У младших это «Мобильная разработка», у старших – «Программирование на Python». Популярное и доступное для обеих возрастных групп направление – шахматы.
– Какие планы на новый учебный год?
– Качественно повысить уровень проектов ребят, сделать упор на профилизацию и профориентацию. Будем привлекать больше партнеров. Конечно, в планах – успешно выступать на чемпионатах разных уровней.
– Насколько развитие сотрудничества с индустриальными партнёрами влияет на качество подготовки детей? Как эта работа выстраивается в вашем центре?
– Индустриальные партнёры чрезвычайно важны и нужны. Педагогика педагогикой, а как всё устроено вживую, ребятам необходимо знать и видеть. Мы активно развиваем сферу сотрудничества и стараемся проводить больше мероприятий с привлечением индустриальных партнеров. 19 июня я принимал участие в совете Министерства цифрового развития и связи Свердловской области, где обсуждались вопросы поддержки и партнерства с организациями IT-сферы.
– Как, с вашей точки зрения, можно понять, что компьютерные технологии – это твоё? Сейчас многие идут изучать это направление из-за высокого уровня заработной платы. Достаточно ли такой мотивации, чтобы добиться успеха, или нужно что-то еще?
– Нельзя понять, что компьютерные технологии – это твоё, пока не попробуешь. Однако я бы смотрел на этот вопрос несколько шире. Компьютерные технологии – уже неотъемлемая часть большинства профессий. А вот Computer Science, или компьютерные науки, – совсем другое. Ты можешь научиться писать код, но необходимо понимать, как он работает «изнутри», как устроен, взаимосвязан с двоичной системой. Если такой интерес не появляется, следует пересмотреть либо подход, либо направление своего развития.
Желание много зарабатывать – похвально, но если это всё, что мотивирует тебя, то очень быстро наступит разочарование, ты перегоришь. Успешные программисты – люди увлеченные, усидчивые и наблюдательные. Программирование – не сфера мгновенного результата. Работа с кодом, построение архитектуры и связей, тестирование и отладка – эти процессы должны нравиться (на самом деле обычно это скучные действия, особенно со стороны). Только так можно реализовать себя в программировании.
Ты не станешь хорошим музыкантом, если не будешь наслаждаться звуками и разбираться в интервалах, не станешь хорошим врачом, если твоей главной целью не будет спасение людей, и не станешь хорошим программистом, если не стремишься «понять машину».
Я уверен, что деление людей на гуманитариев и технарей ошибочно, но для простоты воспользуюсь привычными терминами и напомню, что в ИТ также много места для традиционно гуманитарных специальностей. Например, дизайнер, технический писатель, 3D-художник, а уж отраслей на стыке информационных технологий и других наук – не счесть, например, био- или геоинформатика, робототехника.
Очень частая картина: ребенок приходит учиться в «IT-куб», потому что его заставили родители, лишь бы дома не сидел. Это в корне неверный подход. Такой ребёнок не только ничему не научится, но еще и начнет испытывать неприязнь к дальнейшему изучению высоких технологий.
Безусловно, информационные технологии приобретают всё большее значение, какие-то профессии действительно будут вытеснены. Но это лишь инструмент, и успешны будут не программисты, а те, кто умеет этими инструментами пользоваться. Мир клином не сошёлся на IT-индустрии, и уж точно не здесь все деньги мира.
Дмитрий Лихачев говорил: «XXI век будет гуманитарным, да и не только этот век должен быть такой, потому что гуманитарные науки — это общественные науки… XXI век должен стать веком гуманитарной культуры, иначе мир ждет катастрофа, так как исчезнет противовес бесчеловечному технократическому прессингу».
Мы можем построить невероятно технологичное общество, но кто наполнит это самое общество смыслом, человечностью и красотой, если все станут инженерами, – большой вопрос.
– Какой совет вы дадите детям и родителям, которые выбирают направление обучения в центре «IT-куб»?
– Все направления центров «IT-куб» помогают получить основы компьютерной грамотности, кибергигиены, работы с технологичным оборудованием и программами, лучше осваивать школьный материал, разрабатывать проекты и презентовать их, подготовиться к экзаменам, а также широкие возможности для профориентации и участия в конкурсах.
Мы не готовим специалистов, и об этом часто забывают. Конечно, одна из наших главных задач – сформировать у детей компетенции, соответствующие выбранному направлению. Но нельзя забывать, что пространство «IT-куб» – это одно из лучших мест, где ребенок может раскрыться, поверить в себя, понять, как всё устроено, какие есть векторы развития, расширить кругозор.
Почитайте о предлагаемых направлениях вместе с детьми и выберите то, куда больше хочется попасть.
Родителям я посоветую общаться с детьми и прислушиваться к их мнению и интересам. Детям советую научиться учиться – это главный навык в современном мире.
– С какого числа стартует приёмная кампания?
– Мы начинаем набор на второй год обучения 7 августа (для двухгодичных программ) и 14 августа – для тех, кто поступает на первый год обучения.