Приёмная кампания во Дворце молодежи стартует в августе, а пока продолжаем подводить итоги 2022/23 учебного года и строить планы на будущее.
Мы поговорили с заместителем директора Дворца молодёжи Юлией Владимировной Маевской об особенностях организации образовательного процесса, перспективных направлениях работы, программах и проектах.
– Какие изменения в организации образовательного процесса вы можете отметить в 2022/23 учебном году?
– Мы реализуем большое количество образовательных программ. В этом году в рамках федерального проекта по созданию новых мест Дворец молодёжи реализует программы «Школа КВН» и «Краеведческая лаборатория». Все образовательные программы мы ежегодно модернизируем в соответствии с современными требованиями и интересами детей. Увеличивается число сетевых программ, которые мы проводим совместно со школами города Екатеринбурга и не только. Эти программы очень востребованы, мы дорабатываем каждую из них в зависимости от условий организации-партнёра.
Были запущены краткосрочные образовательные программы на внебюджетной основе в Центре цифрового образования «IT-куб» и детских технопарках «Кванториум». Эти программы тоже пользуются у детей большой популярностью. В каждом структурном подразделении развиваем проектную деятельность, внедряем междисциплинарный подход. Например, в рамках образовательного процесса реализован ряд проектов двух направленностей – туристско-краеведческой и технической: викторина «VR-тур по дому-музею Д. Н. Мамина-Сибиряка», «VR-тур по Дворцу молодежи», создание электронных открыток, посвященных 300-летию Екатеринбурга.
В 2022-23 году мы продолжаем работать с детьми с особенностями здоровья. Реализовали несколько инклюзивных программ, в числе которых «Школа юных мастеров инклюзии» в партнёрстве с АНО «Белая трость» – обучили педагогов работать с такими детьми. Провели первый инклюзивный хакатон, в котором приняли участие наши педагоги, обучающиеся и дети с ОВЗ. В 2023/24 году запланировали открыть полностью адаптированную программу технической направленности для слабовидящих детей. С этой целью заключаем договор с Верхнепышминской школой-интернатом имени С. А. Мартиросяна. Цель проекта – социальная адаптация детей с особенностями здоровья.
– Дворец молодёжи развивает сетевые программы, насколько это перспективно?
– Это очень перспективное направление, особенно для обучающихся первого года. Программа «приходит» к ребёнку в школу, ему не нужно искать учреждение, специально записываться. В школе формируется группа, куда ребёнок приходит вместе с одноклассниками и обучается тоже с ними. На первом году обучения это очень важно, потому что ребенок может понять, его ли это направление, интересно ему или нет. Это позволяет пойти на второй год обучения уже осознанно. Так ребенок переходит со стартового на базовый и продвинутый уровни обучения. Сетевые программы позволяют охватить дополнительным образованием большое количество детей. Как правило, нагрузка по часам не очень большая, и часть программ реализуется либо частично, либо полностью на базе школы, во взаимодействии с нашими структурными подразделениями.
Мы предоставляем учебные программы, обучаем педагогов, обеспечиваем материально-техническое оснащение, если в этом есть необходимость. Могут быть самые разные варианты сетевых программ. Например, теоретическая часть реализуется в школе, а практическая – на базе подразделений Дворца молодёжи. Или школа предоставляет ресурсную базу – помещения, оборудование, а Дворец молодежи обеспечивает содержательную часть. Есть программы, которые реализуются в онлайн-формате. Если учебное заведение интересуется таким взаимодействием, необходимо обсудить этот вопрос с руководителем подразделения, определить особенности организации процесса и заключать договор сетевого взаимодействия.
– Как Дворец молодёжи набирает детей на обучение?
– Мы набираем детей в соответствии с государственным заданием, и число наших обучающихся растёт из года в год. Сейчас их уже более 8000. Это связано с тем, что ежегодно мы открываем новые структурные подразделения, активно взаимодействуем со школами. Кроме того, у нас есть показатели, которые мы выполняем при реализации федеральных проектов. Увеличение охвата детей дополнительным образованием – одна из приоритетных задач национального проекта «Образование». Так, например, мы запускаем программы на меньшее количество часов для детей первого года обучения, чтобы дать возможность большему количеству детей попробовать себя в разных направлениях, при этом на второй год обучения уже идут заинтересованные дети, готовые углубленно изучать программу. Такой подход мы применяем в центрах цифрового образования «IT-куб», в детских технопарках «Кванториум». Активно работаем с центрами «Точка роста», растет контингент и за счет внебюджетных программ. Возраст обучающихся, которые приходят к нам на программы, от 4 до 18 лет и старше.
– Какие образовательные программы пользуются большей популярностью?
– В сфере дополнительного образования востребованы все программы. Однако традиционно популярностью пользуются программы художественной и технической направленностей. Дворец молодёжи реализует образовательные программы по 6 направленностям дополнительного образования – каждый может найти программу по душе. Чтобы детям было интересно, мы разрабатываем интегрированные программы, сочетающие разные направленности: естественно-научное и техническое направления, медиа и цифровые технологии. Кроме того, наши творческие коллективы постоянно взаимодействуют между собой при подготовке мероприятий и отчетных концертов. Популярность программ определяется и месторасположением образовательной организации – насколько она близка от школы и дома, чтобы детям было удобно добираться.
– Как Дворец молодёжи оценивает результативность обучения?
– В каждой программе запланирован свой результат, которого ребята должны достичь по окончании учебного года. Если речь идет о предпрофессиональных программах, например, программах художественной направленности, физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой (спортивный туризм), то там есть нормативы, которые выполняют дети. На основании их выполнения обучающиеся переводятся на следующий учебный год. Если речь идет об общеразвивающих программах, а таких у нас большинство, там тоже прописаны результаты, которых должны достигнуть обучающиеся, но главное, чтобы у ребёнка был прирост относительного самого себя. Что он умел изначально, с какими знаниями пришёл и с каким результатом окончил год – всё оценивается относительно самого ребенка. В ходе обучения выстраиваются определенные взаимоотношения между педагогом и ребенком. Хороший результат, если педагог не просто ведет занятия, а становится наставником для обучающегося, и ребёнок продолжает обучение именно у этого педагога.
– Как мы работаем с педагогами?
– 2023-й объявлен Годом педагога и наставника. Дворец молодёжи всегда уделял большое внимание обучению педагогических работников. В структуре Дворца молодежи функционирует Региональный модельный центр, который разрабатывает большое количество программ, в том числе для педагогов области. В этом году мы решили уделить внимание и педагогам Дворца молодежи: для них перед началом учебного года мы будем проводить серию образовательных мероприятий. Эта масштабная работа необходима для развития наших педагогических кадров. Как правило, они специалисты по профилю своей программы, но не всегда имеют необходимое педагогическое образование. К работе с детьми мы привлекаем студентов после третьего курса, имеющих профильное техническое образование, которым также необходимо обучение, повышение квалификации в области педагогики. Благодаря нашему Региональному модельному центру есть возможность организовать для них дополнительную подготовку.
Педагог дополнительного образования, в отличие от школьного учителя, деятельность которого строго регламентирована, обладает большей свободой и может проявить творчество при составлении своей образовательной программы. Качество образовательной программы контролируют наш научно-методический совет и Региональный модельный центр. Успешность каждой программы определяет ребенок. Как принято говорить в дополнительном образовании, «ребёнок всегда голосует ногами» – пришёл к нам обучающийся или нет, он определяет, интересна ли ему эта программа, педагог, направление.
– Как развивается наставничество?
– Во Дворце молодежи разработана и внедряется программа наставничества. Программу реализуют все структурные подразделения, имеющие образовательный процесс и ведущие проектную деятельность. Форму наставничества «педагог – ребенок» активно внедряют центры цифрового образования «IT-куб», детские технопарки «Кванториум», Региональный центр детского юношеского туризма и краеведения Свердловской области; модель наставничества «дети – детям» внедряет в своей работе Центр социально-гуманитарных проектов через проект «Уральская академия лидерства», наставниками в академии для начинающих становятся выпускники.
– Образовательная программа «Большая перемена» реализуется относительно недавно во Дворце молодёжи?
– Третий год Дворец молодежи является региональным оператором федерального проекта «Большая перемена». Погружаясь всё глубже в цели и задачи федерального проекта, мы с каждым годом совершенствуем нашу работу на региональном уровне. Уже в первый год мы поняли, что региональная команда «Большой перемены» нуждается в опытном наставнике. Количество участников проекта на региональном уровне ежегодно растет, как и количество детей, желающих войти в состав региональной команды. Поэтому мы приняли решение запустить образовательную программу для участников федерального проекта «Большая перемена» – членов региональной команды. Программа направлена на развитие лидерских способностей у обучающихся, учит ребят продвигать свои проекты и презентовать себя. Программа очень востребована, кандидатов на участие в ней больше, чем мы можем принять.
– Расскажите о проектах, запланированных на новый учебный год.
– Все наши проекты продолжат свое развитие в 2023/2024 учебном году. Осенью мы открываем «IT-куб. Арамиль» – четвертый в регионе и в структуре Дворца молодёжи центр цифрового образования. Продолжаем курировать 99 центров «Точка роста» и запускаем с ними образовательные сетевые программы технической направленности в онлайн-формате. Новшества связаны и с обновлением образовательных программ. Корректировки будут в программах каждого структурного подразделения.
Предпрофессиональные программы физкультурно-спортивной направленности станут программами спортивной подготовки. Детские технопарки «Кванториум» и центры цифрового образования «IT-куб» активно начнут работать с детьми возраста 5–11 лет. Изменения коснутся Центра художественного образования и обучения народным промыслам (г. Невьянск), где будут открыты новые общеразвивающие программы.
В 2023 году в Свердловской области на базе 26 образовательных организаций региона создаются 657 новых мест:
- 75 – физкультурно-спортивной направленности в городах Волчанске, Каменске-Уральском, Верхотурье;
- 130 – социально-гуманитарной направленности – в Красноуфимске, Ревде, Туринской слободе, Туринске;
- 310 – художественной направленности – в Алапаевске, Ялунино, Байкалово, Усть-Ницинском, Каменске-Уральском, Красноуфимске, Нижней Туре, Верхней Пышме, Берёзовском, Заречном, поселке Нейво-Рудянка, пгт Натальинск, Кушве;
- 82 – естественно-научной направленности – в Камышлове, Качканаре, Нижнем Тагиле;
- 60 – туристско-краеведческой направленности – в Сысерти, Реже, Нижней Салде.
В июле открылась базовая площадка Дворца молодёжи по начальному техническому творчеству и профориентационной деятельности на базе Дома детского творчества в пгт Гари, ещё две – на базе Городского Дворца творчества детей и молодежи «Одарённость и технологии» в Екатеринбурге и Ачитского центра дополнительного образования» в пгт Ачит – осенью. Школьники получат возможность заниматься 3D-моделированием, прототипированием и погрузиться в технологии виртуальной реальности.
Осенью откроется муниципальный детский технопарк «Кванториум» в городе Красноуфимске.
– Когда начинается приёмная кампания во Дворце молодёжи?
– Основной набор по дополнительным общеразвивающим программам стартует с 21 августа. По предпрофессиональным программам и программам спортивной подготовки заявления на отбор принимаются с апреля. Технопарки начинают набирать детей на второй и третий год обучения в июле. Подать заявку на первый год обучения можно на сайте «Навигатор дополнительного образования» или через Госуслуги.
– Среди ближайших событий – августовский педагогический совет, расскажите о нём немного.
– Событие приурочено к 50-летию Дворца молодёжи. На нашей площадке планируем организовать работу нескольких секций, посвященных дополнительному образованию. Задача – поделиться опытом реализации образовательных программ и проектов. Это организация работы по открытию базовых площадок и их дооснащение, проект «Большая перемена», который даёт колоссальные возможности для детей и педагогов. Рассказать о реализации проектов с «Точками роста», открытии новых мест. Представить профильные проекты в области туристско-краеведческой и естественно-научной направленности: «Урал многонациональный», «Каменный пояс», «Первые шаги в науку», профильные экологические школы, которые мы проводим совместно с вузами, «Экологический форум», различные мероприятия регионального и всероссийского уровня.
– Что бы вы пожелали тем, кто выбирает направление дополнительного образования?
– Дворец молодёжи предоставляет широчайший спектр возможностей для детей, стремится развивать способности ребёнка и поддерживать интерес к выбранному направлению. Чтобы понять, в каком направлении развиваться, важно пробовать разные, а родителям – поддерживать стремление ребёнка совершенствоваться, ставить цели и достигать их.