г. Екатеринбург, пр.Ленина, 1

Студия «Проба пера»: где рождаются будущие журналисты

В преддверии приёмной кампании во Дворце молодёжи мы поговорили с Эленой Левановной Гваришвили, руководителем и педагогом студии «Проба пера», которая поделилась итогами работы за 2024–2025 учебный год.
проба пера___

По её словам, ключевым достижением стало не только участие ребят в конкурсах и получение высоких баллов на вступительных экзаменах, но и выстраивание доверительных отношений, позволяющих раскрыть творческий потенциал каждого школьника.

Элена отметила, что программа студии помогает детям не только освоить технику журналистского мастерства, но и научиться критически мыслить, находить свой голос и уверенно выражать свою точку зрения – навыки, важные как для профессии, так и для жизни в целом.

– Как вы оцениваете работу студии «Проба пера» за прошедший 2024–2025 учебный год? Что стало главным достижением?

– Это мой первый год работы с ребятами после длительного перерыва. Поэтому одной из главных задач было установить с ними контакт, выстроить отношения. Понять, что каждому из них интересно, в чём их сильные и слабые стороны, какой у них потенциал. Нам это удалось, и это один из самых важных результатов, который не измеряется никакими грамотами. Но именно благодаря взаимопониманию и выстроенным отношениям, мы можем продуктивно работать дальше.

Из измеримых достижений – призовые места на различных журналистских конкурсах. А те, кто выпускался в этом году и поступал на журфаки, получили по 100 баллов на вступительных, в том числе благодаря нашим занятиям и сформированному у нас портфолио.

– Сколько ребят занимались в студии в этом году? Как изменился интерес школьников к профессии журналиста?

– Три группы по 12 человек. Среди них были ребята, которые занимаются не первый год и уже имеют представление о журналистике, об особенностях профессии, пробовали свои силы в текстах. А есть те, кто учится первый год. У них было очень смутное представление о профессии. И за этот год и те и другие смогли больше узнать, углубиться в теорию, попрактиковаться.

А главное – они сами стали выбирать интересные для них темы, начали замечать мир вокруг и относиться к нему критически, анализировать происходящее. У многих из них есть темы, которые им интересны и на которые у них раньше не было возможности писать по разным причинам: не было поддержки, не было площадки для самовыражения, не хватало смелости. За год мы это преодолели. Многие из них очень хорошо готовы к тому, чтобы войти в профессию.

– Многие ли выпускники студии продолжают работать в медиасфере или выбирают другие направления? Есть ли примеры успешных учеников?

– Многие, я бы сказала – большинство. Если не журналистика, то какие-то смежные профессии. Одна из моих бывших учениц окончила Высшую школу экономики, куда поступила в своё время по олимпиаде с нашей подготовкой. Сейчас она живёт за границей, у неё своё контент-агентство. Другая моя бывшая ученица впоследствии стала моей коллегой, мы вместе работали в пресс-службе больших федеральных проектов от платформы «Россия – страна возможностей». Сейчас она живёт и работает в Питере. Одна из бывших учениц окончила журфак УрФУ в этом году. Была одной из первых, кто начал развивать студию подкастов в университете. В прошлом году наша выпускница поступила на бюджет журфака УрФУ с нашей подготовкой. И таких примеров масса.

–  Расскажите, как устроена образовательная программа студии? Из чего она состоит – теории, практики, мастер-классов?

– Программа рассчитана на три года обучения: от начинающих до более продвинутых. Она объединяет в себе и теорию, и практику – заниматься журналистикой и медиа без практики невозможно. Каждую тему мы отрабатываем.

Есть у нас темы, которые, на первый взгляд, не связаны с журналистикой: этика, риторика, самопознание, дебаты. На самом деле, это база, с которой начинается хороший журналист. Потом мы постепенно переходим к более специализированным темам: жанры, методы сбора информации, стили речи, заголовки. И с каждым занятием обычно материал углубляется и усложняется.

Параллельно мы участвуем в различных конкурсах, ходим на мастер-классы, ездим на фестивали.

–  Какие конкретные навыки и знания получают дети во время обучения? Как вы помогаете им освоить журналистское ремесло?

– Мы придаем большое значение в программе тому, чтобы дети учились наблюдать, быть любопытными, анализировать происходящее, умели формулировать свою точку зрения и отстаивать её. Это не только формирует профессионала, но и просто развивает личность. Поэтому у нас в классе поощряется диалог. У нас не бывает глупых вопросов или неверных мнений. Дискутировать можно и со мной, если это обстоятельный и конструктивный спор. Это помогает еще и преодолевать страх высказаться, страх ошибиться.

Мы, конечно, учимся писать. Грамотно, внятно, без ошибок. Пишем на каждом занятии. Очень важно позволять детям быть собой и давать писать на те темы, которые им интересны. Когда преподносишь ребенку знания через увлекательный для него материал, он лучше и охотнее учится.

Журналистом и редактором я работаю с 17 лет,  поэтому понимаю, что представляет собой профессия, что важно знать, какие хард-скиллы и софт важно освоить. Всегда даю примеры из своей практики, обращаюсь к коллегам, которые могут поделиться практическими знаниями. Ребята учатся писать тексты в самых разных жанрах, от коротких новостных до длинных аналитических. Ходят «в поле», чтобы собирать информацию, как взрослые, получают настоящие журналистские задания.

И очень важно – я объясняю детям, как им наши знания пригодятся не только в профессии, но и в жизни. И это делает наш курс насыщенным и полезным.

– Какие творческие успехи ваших учеников особенно запомнились вам в этом году? Были ли победы в конкурсах, публикации в СМИ?

– У нас были успехи на фестивалях в этом году, но самое важное для меня – это качество публикаций, которые готовили некоторые обучающиеся. Один из учеников работал над важной темой, писал, каково это – расти с одним родителем. Ученица ездила в благотворительную столовую, чтобы сделать репортаж, и пробовала там еду. Одна из девочек написала хорошую взрослую статью о жестоком обращении с животными.

Все эти тексты отмечены на конкурсах, но главное, что дети сами озадачились сложными и важными темами и проделали огромную работу, чтобы их осветить.

–  Участвовали ли ваши воспитанники в таких проектах, как «Большая перемена», региональных медиаконкурсах или фестивалях?

Да, ребята участвовали в фестивале Time Code, в сборах юнкоров, ездили на «Волжские встречи», на «ЮнГу».

– Как вы оцениваете качество работ учеников? По каким критериям определяется их прогресс?

– Высоко оцениваю. Они молодцы. Прогресс оценивается по объективным параметрам: стали делать меньше ошибок, поняли, что такое инфостиль и используют его, придумывают удачные заголовки, понимают, какие им понадобятся источники информации и сами их используют. Если в начале года это были тексты, больше похожие на школьные сочинения, то к концу это были уже структурированные работы с разными героями, с четкой проблематикой, с журналистскими заголовками.

Но есть и менее объективные параметры для оценки. Например, когда ребёнок в начале года говорит, что не знает, о чём писать, а к концу года сам легко выбирает несколько журналистских социально значимых тем. Или когда он впервые идет на интервью и потом рассказывает, какие у него это вызвало чувства. Или когда он сам собой гордится. Это всё говорит о прогрессе.

– Что для вас важнее — профессиональные навыки или творческий потенциал обучающегося?

– Потенциал. Он есть у всех, ему только нужно дать раскрыться. Для этого надо относиться к ребенку с уважением и позволять ему себя проявлять. А навыки нарабатываются с практикой.

–  Какими личными качествами должен обладать школьник, чтобы стать хорошим журналистом?

– Любопытство, критическое мышление, незашоренность взглядов, умение аргументировать. Грамотным быть тоже неплохо.

– Какие ошибки чаще всего допускают начинающие журналисты и как вы помогаете им их исправить в процессе обучения?

– Большая проблема школьников в том, что они думают, что журналистика сродни литературе. Что в ней очень много творчества, а журналистские тексты похожи на школьные сочинения. Это не так. Журналистика сильно отличается от литературы или от анализа литературных произведений. Справляемся с этим практикой и только практикой.

–  Нужно ли быть эрудированным, чтобы писать тексты? Как вы работаете над расширением кругозора школьников?

– Обязательно. Каждый ребенок эрудирован и в чём-то разбирается. Надо понять, интересно ли это с точки зрения журналистики и как сферу его интересов можно применить в профессии. В остальном я постоянно советую книги, фильмы, рассказываю о важных исторических событиях и исторических фигурах. На каждом занятии мы узнаем что-то новое. Ребята это выписывают, дома изучают глубже. Моя задача – рассказать незанудно, чтобы ребенок захотел подробнее узнать, как Ильф и Петров повлияли на развитие журналистики, например.

– Помогаете ли вы ученикам находить собственный стиль  в тексте? Как это происходит на практике?

– Поначалу важно просто научиться писать. Грамотно формулировать мысли, выделять одну главную, правильно расставлять аргументацию, выбирать композицию. Это азы. Когда они освоены, можно подумать о собственном стиле и наслаивать его на этот каркас. Чтобы это удалось, мы много пишем. Пишем как журналистские материалы, так и разные эссе и размышления. Первые помогают уловить особенности журналистского текста, вторые – понять и мне, и им, есть ли у них свой стиль. Если есть, я обязательно обсуждаю это с каждым учеником. На примере его работ показываю удачные и неудачные приемы, подсказываю, что можно улучшить. И никогда не высмеиваю и не ругаю, потому что это сбивает настрой и убивает мотивацию.

– Что бы вы посоветовали школьнику, который хочет попробовать себя в журналистике, но пока не уверен в своих силах?

– Не бояться и пробовать. Взять и написать хотя бы полстраницы о том, что ему интересно. Не быть к себе строгим. Писать чаще. Никто из нас сразу не родился профессионалом. Ну и приходите к нам, мы вам поможем!

– Кого бы вы хотели видеть в числе новых участников студии? Какие качества и мотивация наиболее важны для вас?

– Я бы хотела видеть любого ребенка, которому интересна журналистика или медиа в целом. Или который просто хочет прокачать навыки письма.

– Что, по вашему мнению, самое ценное даёт детям ваша студия? Чему они учатся помимо техники написания текстов?

– Самое ценное – вера в свои силы и талант.

– Что бы вы хотели пожелать своим ученикам и тем, кто только собирается прийти в студию «Проба пера»?

– Веры в себя. Впереди еще очень много интересного, и вы сами можете создавать это интересное своими руками. Чем больше возможностей вы используете сейчас, тем легче вам будет в будущем.

Приёмная кампания по образовательным программам медиацентра Дворца молодёжи – Студия молодёжной журналистики «Проба пера» и Студия молодёжных медиа «Громко!» стартует с 18 августа.

К другим новостям

Похожие записи

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x