Сила в знаниях

От мечты о космосе до разработки систем управления ракетно-космической техникой.

В преддверии Дня космонавтики мы поговорили с главным конструктором по авиакосмическим системам Научно-производственного объединения автоматики имени академика Н. А. Семихатова – партнёра Дворца молодёжи.

Дмитрий Кокшаров рассказал, кто такой конструктор и что входит в его обязанности, дал важный совет ребятам, которые хотят связать свою жизнь с космосом.

нпо
– Дмитрий Евгеньевич, расскажите о вашем опыте работы.

– Моя должность называется «главный конструктор по авиакосмическим системам». Я разрабатываю «мозги» для всего, что летает в космосе и атмосфере. С детства интересовался техникой, хотел создавать что-то новое, поэтому и выбрал сферу космических технологий. Здесь не бывает двух одинаковых проектов, а «железо» и электроника работают на пределе своих возможностей.

В свое время, когда учился в средней школе, я пришел на стажировку в НПО автоматики, и был заворожен масштабом проектов, в которых принимало участие предприятие. Прошло много лет, и мечта стала реальностью – уже более 20 лет я работаю в сфере разработки систем управления ракетно-космической техникой. Среди моих задач – определять, как будет устроена система, из каких «кубиков» она будет состоять, какие требования предъявляются каждому из этих слагаемых будущего космического аппарата, как его будут испытывать, и, конечно, эксплуатировать.

– Кто такой конструктор, что входит в его обязанности?

– Сложную техническую систему – самолет или ракету – строит не один человек и даже не несколько. Это команды специалистов, каждая из которых отвечает за свой кусочек большого проекта. Кто-то определяет общую архитектуру системы, кто-то строит трехмерные модели или рассчитывает прочность конструкции. Кто-то проектирует приборы и кабели, делающие ракету «умной».

Поэтому в первую очередь конструктор в авиационной и космической отрасли – это высокопрофессиональный специалист, который много знает и умеет. А еще постоянно учится, поскольку технологии обновляются каждые несколько лет. Вдобавок такой специалист должен уметь работать в команде, чтобы появилась новая ракета и вывела в космос современный космический корабль.

– Куда пойти учиться, чтобы стать конструктором?

– В нашей стране немало высших учебных заведений, которые готовят конструкторов. Запись «инженер-конструктор» в трудовой книжке получают выпускники множества технических специальностей. В Екатеринбурге это, в первую очередь, УрФУ. Хотя на нашем предприятии успешно работают выпускники и других вузов – от горного университета до лесотехнического. Важно желание постоянно самосовершенствоваться.

– Какие знания нужны в работе и с какими трудностями приходится сталкиваться?

– Нужны хорошие знания естественных наук – физики и математики. И чем более широким спектром задач занимается специалист и более сложные системы он проектирует, тем из большего количества сфер знаний он будет привлекать сведения. Современные компьютерные системы существенно облегчили труд конструкторов, но здравый смысл и умение проводить расчеты никто не отменял. Особенно если разрабатывается новая и уникальная система.

– Насколько востребована профессия конструктора?

– В окружающем нас мире применяется огромное количество сложных систем, создаются новые технические объекты. Трудно найти отрасль, где бы не были востребованы конструкторы: от проектирования и создания бытовой и медицинской техники до строительства космических кораблей и добычи полезных ископаемых.

– Что можете пожелать ребятам, которые хотят связать свою жизнь с космосом?

– Быть любопытными! Любопытство – это то, что позволяет постоянно пополнять свои знания, расширять кругозор, приобретать новый опыт. Без этого не получится создать современные технические объекты. Новые знания всегда делают вас сильнее. Не бойтесь задавать вопросы – не бывает глупых вопросов, бывают только глупые ответы на них!

К другим новостям

Похожие записи

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x