Продолжаем рассказывать о современных востребованных профессиях. В феврале детский технопарк «Кванториум. Екатеринбург» проводит хакатон «Геймдизайн».
Уже 30 команд со всей России подали заявки на участие. География участников широка – Екатеринбург, Первоуральск, Верхняя Пышма, Тюмень, Новоуральск, Ижевск, Севастополь, Радужный, Калининград и другие города. Подать заявку на участие можно до 14 февраля.
О том, чем занимается геймдизайнер и как им стать, мы поговорили с геймдизайнером компании Targem Games Максимом Белоусовым. Targem Games – партнер хакатона.
— Вашей компании исполнилось 20 лет. Что изменилось за это время в разработке компьютерных игр?
— Индустрия изменилась радикально. Когда мы начинали, консоли были чем-то из области фантастики, всем заведовали издатели, была власть ритейла, ПК. Чего только не произошло за эти годы! Появились социальные сети, было несколько подъемов казуалок (от англ. casual game – прим. ред.), родился и сейчас доминирует мобильный рынок, слияния и поглощения, переход в цифру из ритейла, сегрегация бюджетов ААА и инди-игр. ММО появились, а потом и модель F2P, прямо сейчас наблюдается очередное пришествие VR. Всего не упомнишь! Но геймдев развивается стремительно, и сейчас это, наверное, самая интересная и прибыльная индустрия.
— Чем принципиально отличаются современные игры от тех, которые вы создавали, когда начинали работу?
— Если говорить с позиции игрока — а начал я ещё с Dendy и Sega, — то изменилось очень многое. Сейчас иногда тоже играю в «Сегу».
Это, кстати, хорошая геймдизайнерская тренировка — играть в старые игры. Основное их отличие – высокая сложность, причем часто созданная искусственно. Нередко игрока просто помещают на уровень, показывают базовые механики, а дальше — «разбирайся сам». Современного игрока это привело бы в отчаяние. Сейчас с ним обращаются бережно, вводя в игру через обучение, тренировочные арены.
Мне нравится сравнение геймдизайна с алхимией. Создание игрового опыта — «наука», далекая от точности. Мы просто накидываем механики в котёл и смотрим, что из этого выйдет. Но за годы создания игр и общения с игроками у создателей игр, конечно, появились собственные рецепты.
— Насколько популярна профессия геймдизайнера и как долго будут востребованы такие специалисты?
— Профессия геймдизайнера всё более востребована с каждым годом. Во-первых, потому что геймдизайнер — это «тот, кто делает игры», и это привлекает (я сам с этого начал). Во-вторых, потому что есть отдельные люди-мемы, как Хидэо Кодзима, которые волей-неволей популяризируют эту профессию.
Пока люди играют, игры кто-то должен делать, и почти для каждой из них нужен геймдизайнер. Если проанализировать рынок игр, который уже победил кино и телевидение, то игры уже не уйдут из нашей жизни, а значит, и геймдизайнеры без хлеба не останутся.
— Сколько человек в штате Targem Games? Каких сотрудников вы ждете в своей компании и что нужно, чтобы стать геймдизайнером?
— Сейчас у нас свыше 130 человек, все актуальные вакансии и наш интерес к специалистам можно отследить по сайту с вакансиями.
В моем отделе на проекте Crossout Mobile работает небольшая команда из пяти геймдизайнеров. Каждый выполняет задачи в определенной области. Я и ещё один дизайнер отвечаем за PvP-дизайн, есть дизайнеры физики, экономики, уровней. Лично я жду нарративного дизайнера и дизайнера техники.
Если говорить, какие качества привлекают нас в потенциальном сотруднике, то это любовь к играм, без этого «совсем-вообще-никак». Это человек с богатым игровым опытом, который находит время играть в новинки, а перед встречей с нами успел познакомиться с нашими проектами. Помимо этого, привлекает любознательность и самообучаемость. Это не значит, что мы не научим премудростям, но всегда лучший способ кандидата заинтересовать нас — попробовать сделать свой маленький проект в интересном ему направлении. Так мы сможем увидеть и мотивацию, и скиллы соискателя.
Кроме того, важно понять, каким геймдизайнером вы хотите быть. Как я уже писал, геймдизайнеры отвечают за разные области игры. Если хотите выстраивать экономику игры, нужно разбираться в математике, принципах экономики, теории игр.
PvP-дизайнер должен иметь большой опыт PvP-игр, опыт участия в соревнованиях (например, спортивных) и общую эрудицию на тему того, как работают орудия или что собой представляют боевые искусства, если речь идет, например, о файтинге. Всем геймдизайнерам полезно в целом иметь высокую насмотренность – нужно смотреть кино, аниме, мультфильмы, комиксы, играть в разные игры. Почему так — тема для отдельной небольшой лекции, если вкратце – никогда не знаешь, откуда придет вдохновение. Недавно я залип на топ битв какого-то неизвестного мне аниме о магии, а потом не мог уснуть, придумывая VR-игру про боевых магов.
Ещё нужно делать игры. Потому что играть или думать об игре своей мечты – это далеко не то же самое, что её делать. Сделать даже небольшую, но хорошую игру может оказаться гораздо труднее, чем кажется.
— Геймдизайнеры получают специальное образование или в этом каждый может себя попробовать?
— На начало 2022-го специальное образование геймдизайнера в России – это скорее, редкое исключение, чем правило, в нашей стране не так много вузов этому обучают. Большая часть геймдизайнеров не имеет специального образования, так что да, каждый может себя попробовать. Я, например, индустриальный дизайнер, а мои коллеги в основном имеют математическое образование.
Основное образование геймдизайнер получает в играх. Но только играть нужно с умом, анализируя. Играть в одну игру 100 часов – это удовольствие, сыграть в 10 игр по 10 часов – это уже образование. Так что 5-я подряд катка в «Доту» не прокатит за аргумент, что вы получаете образование. И еще раз повторюсь: если вы математик, из вас выйдет хороший дизайнер экономики, если архитектор – добро пожаловать в дизайн уровней.
— Обязательно ли для геймдизайнера умение рисовать?
— Не обязательно, но полезно. Геймдизайнеры не рисуют непосредственно для игры, для этого есть художники. Но геймдизайнер должен уметь однозначно донести свою мысль до команды, а картинка зачастую точнее тысячи слов. Так что геймдизайнеру вполне достаточно способности нарисовать понятные схемы и эскизы в Paint.NET или на листочке и уметь искать референсы к своим идеям в интернете.
Следует отметить, что часть геймдизайнеров по совместительству – художники. Это было распространено на заре создания игр, но и сейчас часто встречается среди инди-разработчиков. Когда геймдизайнер сам создает визуальный стиль для своей игры, тот становится неотделимым от геймплея, что идёт в плюс игре в целом.
— С чего начать путь в профессию геймдизайнера?
— Профессия геймдизайнера для тех, кто умеет и любит разбираться в деталях, работе сложных систем. Хотя профессию геймдизайнера и принято считать творческой, на мой взгляд, эта профессия на стыке дисциплин, нужно знать всё понемногу. Путь в профессию лежит через создание игр.
Тут главное – не пытаться объять необъятное, геймдизайнер в первую очередь придумывает механики. Начните с создания простеньких игр, причем не стоит заморачиваться их внешним видом. Теория всегда хуже практики, но иногда нужно систематизировать знания, и тут поможет специализированная литература.
Для создания своего проекта есть много бесплатных движков: Unity 3D, Unreal Engine, Game Maker, Godot и другие. С их помощью можно сделать свою игру самостоятельно, а часть движков даже не требуют навыков программирования. Создавать законченную игру не обязательно, лучше сделать простой прототип, где человек будет бегать по полю, или даже скопировать кусочек вашей любимой игры.
Ещё можно участвовать в геймджемах — специальных событиях, в рамках которых за ограниченное время команды делают игры на заданную тему. Кстати, иногда игры, которые были созданы на геймджемах, впоследствии дорабатываются и становятся успешным коммерческим продуктом. Пример такой игры — Super Hot.
Много лекций о том, кто такой геймдизайнер и с чего начать, есть на YouTube. Можно найти несложные туториалы по созданию первой игры.
— Уже скоро пройдет совместный хакатон по геймдизайну с детским технопарком «Кванториум». Какие навыки смогут получить дети, участвуя в нём?
— Совместно с технопарком «Кванториум» мы уже не первый раз реализуем образовательно-просветительские проекты. У нас есть экспертиза и опыт создания игр, понимание, что для нас это работа мечты: мы создаем интеллектуальный продукт с классной командой, и это приносит нам не только радость, но и возможность зарабатывать на жизнь.
А у наставников технопарка есть методики, как правильно работать с детской аудиторией, разговаривать с ней на одном языке и обучать конкретным вещам. Вместе у нас синергия — мы хотим рассказать о том, как делать игры, на что обратить внимание, что делает игру игрой, а команда технопарка «Кванториум», опираясь на наш опыт разработки и, безусловно, не только наш, помогает ребятам творить классные проекты и прогрессировать.
Во время хакатона ребята пройдут путь создания игры от идеи до презентации. Как я уже говорил, для геймдизайнера главное – делать игры, и вот она, прекрасная возможность начать.
— Является ли для вас проведение таких событий знакомством с потенциальными сотрудниками вашей компании?
— В некотором роде да. Конечно, пройдет немало времени, прежде чем школьник пройдет путь от обучающегося квантума и геймдизайнера-любителя до сотрудника нашей компании. Но рано или поздно это случится, пусть даже через годы. Хороший геймдизайнер — большая редкость, поэтому нельзя упускать возможность вдохновить талантливых детей встать на этот путь. Стоит отметить, что некоторых победителей геймджемов мы берем на работу.
— Что вы пожелаете участникам хакатона?
— Вдохновения, терпения, сил преодолеть трудности и удачи!